Продолжаем изучение
самого известного труда Георга
Вильгельма Фридриха Гегеля «Наука
логики».
Глава первая
БЫТИЕ
Примечание 1
[Противоположность
бытия и ничто в представлении]
Мышлению или представлению, перед которыми предстает лишь
какое-то определенное бытие - наличное бытие, - следует указать на упомянутое
выше начало науки, положенное Парменидом, который свое представление и тем
самым и представление последующих поколений очистил и возвысил до чистой мысли,
до бытия, как такового, и этим создал стихию науки. - То, что составляет первый
шаг в науке, должно было явить себя первым и историческим (geschichtlich). И
единое или бытие в учении элеатов мы должны рассматривать как первый шаг знания
о мысли; вода 36 и тому подобные материальные начала, хотя, по мнению
выдвигавших их философов, представляли собой всеобщее, однако как материи они
не чистые мысли; числа же - это не первая простая и не остающаяся самой собой
мысль, а мысль, всецело внешняя самой себе.
Отсылку от отдельного конечного бытия к бытию, как таковому,
взятому в его совершенно абстрактной всеобщности, следует рассматривать как
самое первое теоретическое и даже практическое требование. А именно, если
поднимают шумиху вокруг этих ста талеров, утверждая, что для моего
имущественного состояния не безразлично, обладаю ли я ими или нет, и тем более
не безразлично, существую ли я или нет, существует ли иное или нет, то не
говоря уже о том, что бывают такие имущественные состояния, для которых такое
обладание ста талерами будет безразлично, - можно напомнить, что человек должен
подняться в своем образе мыслей до такой абстрактной всеобщности, при которой
ему в самом деле будет безразлично, существуют ли или не существуют эти сто
талеров, каково бы ни было их количественное соотношение с его имущественным
состоянием, как ему будет столь же безразлично, существует ли он или нет, т. е.
существует ли он или нет в конечной жизни (ибо имеется в виду некое состояние,
определенное бытие) и т. д. Даже si fractus illabatur orbis, impavidum ferient
ruinae, сказал один римлянин, а тем более должно быть присуще такое безразличие
христианину.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.