Продолжаем изучение
самого известного труда Георга
Вильгельма Фридриха Гегеля «Наука
логики».
Книга первая
Учение о бытии
Но нынешнее затруднение с началом проистекает из более
широкой потребности, еще незнакомой тем, для кого важно догматическое
доказательство своего принципа или скептические поиски субъективного критерия
для опровержения догматического философствования, и совершенно отрицаемой теми,
кто, как бы выпаливая из пистолета, прямо начинает с своего внутреннего
откровения, с веры, интеллектуального созерцания и т. д. и хочет отделаться от
метода и логики. Если прежнее абстрактное мышление сначала интересуется только
принципом как содержанием, в дальнейшем же развитии вынуждено обратить внимание
и на другую сторону, на способы познавания, то [теперешнее мышление] понимает
также и субъективную деятельность как существенный момент объективной истины, и
возникает потребность в соединении метода с содержанием, формы с принципом.
Таким образом, принцип должен быть также началом, а то, что представляет собой
prius для мышления, - первым в движении мышления.
Здесь мы должны только рассмотреть, как выступает логическое
начало. Мы уже указали, что его можно понимать двояко - как результат,
полученный опосредствованно, или как подлинное начало, взятое непосредственно.
Вопрос, представляющийся столь важным для нынешней культуры, есть ли знание истины
непосредственное, всецело зачинающее знание, некая вера или же
опосредствованное знание, - этот вопрос не должен здесь обсуждаться. Поскольку
его можно рассматривать предварительно, мы это сделали в другом месте. Здесь мы
приведем оттуда лишь следующее замечание: нет ничего ни на небе, ни в природе,
ни в духе, ни где бы то ни было, что не содержало бы в такой же мере
непосредственность, в какой и опосредствование, так что эти два определения
оказываются нераздельными и неразделимыми, а указанная противоположность [между
ними] - чем-то ничтожным. Что же касается научного рассмотрения, то в каждом
логическом предложении мы встречаем определения непосредственности и опосредствования
и, следовательно, рассмотрение их противоположности и их истины. Поскольку в
отношении мышления, знания, познавания эта противоположность получает более
конкретный вид непосредственного или опосредствованного знания, постольку
природа познавания вообще рассматривается в рамках науки логики, а познание в
его дальнейшей конкретной форме - в науке о духе и феноменологии духа. Но
желать еще до науки получить полную ясность относительно познавания - значит
требовать, чтобы оно рассматривалось вне науки; во всяком случае научно нельзя
это сделать вне науки, а здесь мы стремимся единственно лишь к научности.
Начало есть логическое начало, поскольку оно должно быть
сделано в стихии свободно для себя сущего мышления, в чистом знании.
Опосредствовано оно, стало быть, тем, что чистое знание есть последняя,
абсолютная истина сознания. Мы отметили во введении, что феноменология духа
есть наука о сознании, изображение того, что сознание имеет своим результатом
понятие науки, т. е. чистое знание. Постольку логика имеет своей предпосылкой
науку об охватывающем явления духе, содержащую и показывающую необходимость
точки зрения, представляющей собой чистое знание, равно как и его
опосредствование вообще, и тем самым дающую доказательство ее истинности. В
этой науке о духе, охватывающем явления, исходят из эмпирического, чувственного
сознания, которое и есть настоящее, непосредственное знание; там же
разъясняется, что верного в этом непосредственном знании. Другое сознание, как,
например, вера в божественные истины, внутренний опыт, знание через внутреннее
откровение и т. д., оказывается после небольшого размышления очень неподходящим
для того, чтобы его приводить в качестве примера непосредственного знания. В
феноменологии духа непосредственное сознание есть первое и непосредственное
также и в науке, и, стало быть, служит предпосылкой; в логике же предпосылкой
служит то, что оказалось результатом указанного исследования, идея как чистое
знание. Логика есть чистая наука, т. е. чистое знание во всем объеме своего развития.
Но эта идея определилась в указанном результате как достоверность, ставшая
истиной, достоверность, которая, с одной стороны, уже больше не противостоит
предмету, а вобрала его внутрь себя, знает его в качестве самой себя и которая,
с другой стороны, отказалась от знания о себе как о чем-то таком, что
противостоит предметному и что есть лишь его уничтожение, отчуждена от этой
субъективности и есть единство со своим отчуждением.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 70 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.