Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Логика Гегеля

  Все выпуски  

Логика Гегеля Введение (часть 9)


Ведущий рассылки Андрей Луда – предприниматель, личный тренер, специалист в области современного развития человека и организаций.

 

Общий тираж рассылок 58 000 подписчиков.

 

«Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов». Исаак Ньютон

 

Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.

 

Здравствуйте, друзья.

 

Живой Журнал http://andrey-luda.livejournal.com

Твитер http://twitter.com/andrey_luda

Фейсбук http://www.facebook.com/andrej.luda

Вконтакте http://vk.com/andrey_luda

 

 

Продолжаем изучение самого известного труда Георга Вильгельма Фридриха Гегеля «Наука логики».

 

ВВЕДЕНИЕ

  

Кант отвел диалектике более высокое место, и это одна из  величайших  его заслуг: он освободил ее от видимости произвола, которая,  согласно  обычному представлению, присуща ей, и изложил ее как необходимую  деятельность (Тип) разума. Пока  ее  считали  только  умением  проделывать  фокусы  и  вызывать иллюзии, до тех пор просто предполагалось, что она ведет  фальшивую  игру  и вся ее сила зиждется на том, что ей удается  прикрыть  обман,  и  выводы,  к которым она приходит, получаются хитростью и представляют собой субъективную видимость. Диалектические рассуждения Канта в разделе об антиномиях  чистого разума не заслуживают, правда, большой похвалы,  если  присмотреться  к  ним пристальнее, как мы в дальнейшем это сделаем в настоящем произведении  более обстоятельно; однако всеобщая идея, из которой он исходил и которой придавал большое  значение,   -   это   объективность   видимости   и   необходимость противоречия, свойственного природе определений мысли; прежде всего, правда, это касалось того способа, каким разум применяет эти определения к  вещам  в себе; но ведь именно то, что они суть в разуме и по отношению  к  тому,  что есть  в  себе,  и  есть  их  природа.  Этот  результат,  понимаемый  с   его положительной стороны, есть не что иное, как их внутренняя  отрицательность, их движущая сама себя душа,  вообще  принцип  всякой  природной  и  духовной жизненности. Но так как Кант не идет дальше абстрактно-отрицательной стороны диалектического, то выводом  оказывается  лишь  известное  утверждение,  что разум неспособен познать бесконечное - странный вывод: сказать, что так  как бесконечное есть разумное, то разум не способен познать разумное.

   В этом диалектическом, как  мы  его  берем  здесь,  и,  следовательно,  в постижении противоположностей в их единстве, или, иначе говоря, в постижении положительного в отрицательном, состоит спекулятивное. Это важнейшая, но для еще неискушенной, несвободной способности мышления труднейшая сторона.  Если эта способность мышления еще  не  избавила  себя  от  чувственно  конкретных представлений  и  от  резонерства,  то  она  должна  сначала  упражняться  в абстрактном мышлении, удерживать понятия в  их  определенности  и  научиться познавать, исходя из них. Изложение логики, имеющее в виду эту цель,  должно было бы придерживаться в своем методе упомянутых  выше  подразделений,  а  в отношении ближайшего содержания - определений, даваемых отдельным  понятиям, не вдаваясь [пока] в диалектическое. Внешне оно стало бы похожим на  обычное изложение этой науки, впрочем, по содержанию и отличалось бы от него  и  все еще служило бы к тому, чтобы упражнять абстрактное, хотя и не  спекулятивное мышление; а ведь [обычная]  логика,  которая  стала  популярной  благодаря психологическим и антропологическим добавлениям, не достигает  даже  и  этой цели. То изложение логики доставляло бы уму образ методически упорядоченного целого, хотя сама душа этого построения - метод,  -  имеющая  свою  жизнь  в диалектическом, в нем не обнаруживалась бы.

   Что касается образования и отношения индивида к логике, то я в заключение еще отмечу, что эта наука, подобно грамматике, выступает в  двух  видах  или имеет двоякого рода ценность. Она нечто одно для тех, кто только  приступает к ней и вообще к наукам, и нечто другое для тех, кто возвращается к  ней  от них. Тот, кто только начинает знакомиться с грамматикой, находит в ее формах и  законах  сухие  абстракции,  случайные   правила   и   вообще   множество обособленных  друг  от  друга  определений,  показывающих  лишь  ценность  и значение  того,  что  заключается  в  их непосредственном  смысле;  сначала познание  не  познает  в  них  ничего  кроме  них. Напротив,  кто   владеет каким-нибудь языком и в то  же  время  знает  и  другие  языки,  которые  он сопоставляет с ним, только тот и может почувствовать  дух  и  образованность народа в грамматике его языка; эти же правила и формы имеют теперь для  него наполненную содержанием, живую ценность. Он  в  состоянии  через  грамматику познать выражение духа вообще  -  логику.  Точно  так  же  тот,  кто  только приступает  к  науке,  находит  сначала  в  логике   изолированную   систему абстракций, ограничивающуюся самой собой, не захватывающую других  знаний  и наук. В сопоставлении с богатством представления о мире  (Weltvorstel-lung), с реально выступающим содержанием других наук  и  в  сравнении  с  обещанием абсолютной науки раскрыть сущность этого богатства, внутреннюю природу  духа и мира, истину, эта наука в ее  абстрактном  виде,  в  бесцветной,  холодной простоте ее чистых определений кажется скорее исполняющей  все  что  угодно, только не это  обещание,  и  противостоящей  этому  богатству  как  лишенная содержания. При первом знакомстве с логикой ее значение ограничивают  только ею  самой;  ее   содержание   признается   только   изолированным   занятием определениями  мысли,  наряду  с  которым  другие  научные   занятия   имеют собственный самостоятельный материал и  содержание,  на  которые  логическое оказывает разве что формальное влияние,  и  притом  такое  влияние,  которое скорее осуществляется само собой и в отношении которого  можно,  конечно,  в крайнем случае обойтись без  научной  формы  и  ее  изучения.  Другие  науки отбросили в целом  метод,  придерживающийся  строгих  правил  и  дающий  ряд дефиниций, аксиом, теорем  и  их  доказательств  и  т.  д.;  так  называемая естественная логика приобретает в них силу самостоятельно  и  обходится  без особого, направленного на само мышление познания.  Кроме  того,  материал  и содержание  этих  наук,  взятые  сами  по  себе,  остаются  независимыми  от логического  и  они  более   привлекательны   и   для   ощущения,   чувства, представления и всякого рода практических интересов.

 

 

Продолжение в следующем выпуске…

 

 

Живой Журнал http://andrey-luda.livejournal.com

Твитер http://twitter.com/andrey_luda

Фейсбук http://www.facebook.com/andrej.luda

Вконтакте http://vk.com/andrey_luda

 

Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.

 

Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме письма.

 

Общий тираж рассылок 58 000 подписчиков.

 

Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали, что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы, опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.

 

Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com  2006-2013 г.г. Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.

Заранее благодарю Вас


В избранное