Продолжаем изучение работы Зигмунда Фрейда «Три очерка по теории сексуальности»,
написанной им в 1905 году.
ЛАТЕНТНЫЙ СЕКСУАЛЬНЫЙ
ПЕРИОД ДЕТСТВА И ЕГО НАРУШЕНИЯ
Сексуальные задержки
Во время этого периода полной или только частичной
латентности формируются те душевные силы, которые впоследствии как задержки на
пути сексуального влечения и как плотины сузят его направление (отвращение
чувство стыда, эстетические и моральные требования идеала). Наблюдая
культурного ребенка, получаешь впечатление, что построение этих плотин является
делом воспитания, и несомненно, воспитание во многом этому содействует. В
действительности это развитие обусловлено органически, зафиксировано путем
передачи по наследству и иной раз может наступить без всякой помощи воспитания.
Воспитание не выходит, безусловно, за пределы предуказанной ей области влияния,
ограничиваясь только тем, что дополняет органически предопределенное и придает
ему более четкое и глубокое выражение.
Реактивные
образования и сублимирования
Какими средствами создаются эти конструкции, имеющие такое
большое значение для позднейшей культуры и нормальности? Вероятно, за счет
самих инфантильных сексуальных переживаний, приток которых, следовательно, не
прекратился и в этот латентный период, но энергия которых – полностью или
отчасти – отводится от сексуального применения и передается на другие цели.
Историки культуры, будто бы, согласны с предположением, что благодаря такому
отклонению сексуальных сил влечений от сексуальных целей и от направления их на
новые цели – процессу, заслуживающему название сублимирование, – освобождают
могучие компоненты для всех видов культурной деятельности; мы прибавили бы, что
такой же процесс протекает в развитии отдельного индивида, и начало его
переносим в сексуальный латентный период детства[34 - Название «сексуальный
латентный период» я также заимствую у W. Fliess'a.].
И относительно механизма такого сублимирования можно
рискнуть на некоторые предположения. Сексуальные переживания этих детских лет,
с одной стороны, не могут найти себе применения, так как функции продолжения
рода появляются позже, – что составляет главный признак латентного периода; с
другой, они сами по себе были бы перверзны, так как исходят из эрогенных зон и
руководятся влечениями, которые при данном направлении развития индивида могут
вызвать только неприятные ощущения. Они вызывают поэтому только противоположные
душевные силы (реактивные движения), которые создают упомянутые психические плотины
для сильного подавления таких неприятных чувств, как-то: отвращение, стыд и
мораль[35 - В случае, о котором здесь идет речь, сублимнрование сексуальных сил
влечения идет по пути реактивных образований. В общем, однако, необходимо
различать понятие о сублимировании и реактивном образовании, как о двух
совершенно различных процессах. Сублимирование возможно и посредством других
более простых механизмов.].
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 57 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.