Продолжаем изучение труда
основателей НЛП, Джона Гриндера и Ричарда Бэндлера «Структура магии»
Глава 4
УПРАЖНЕНИЕ А
Одним
из наиболее полезных навыков, в приобретении которого вы в качестве
психотерапевта можете упражняться, — это навык, позволяющий различать то, что с
помощью Поверхностной Структуры сообщают пациенты, от того, какой смысл эти
Поверхностные Структуры имеют для вас самих. Вопрос о проекции собственного
понимания психотерапевта на пациента далеко не нов. Однако, даже если полагаясь
на собственный опыт, психотерапевт способен понять в высказывании пациента
больше, чем способен осознать сейчас пациент, способность производить названные
различия оказывается жизненно важной. Если пациент не репрезентирует что-либо,
чем, согласно пониманию психотерапевта, он располагает, то это, возможно,
именно та часть информации, которую пациент оставил за пределами репрезентации,
то есть такая часть информации, которая может подтолкнуть психотерапевта к
использованию той или иной техники вмешательства. В любом случае, способность
отличить то, что дано, от того, что привносите вы сами, чрезвычайно важна.
Различие
между тем, что находите вы в качестве психотерапевта, и тем, что эта
Поверхностная Структура репрезентирует, в буквальном смысле — идет от вас. Привносимые
вами элементы могут вписываться в модель пациента, но могут и не вписываться в
нее. Определить, согласуется ли то, что вносите вы сами, с моделью пациента,
можно несколькими способами. Ваша компетентность
психотерапевта
тем выше, чем более развита у вас способность проводить это различие. А теперь
мы бы хотели, чтобы вы прочитали следующее предложение, затем закрыли глаза и
создали зрительный образ того, что именно представлено этим предложением.
Пациент:
I'm afraid! Я боюсь!
Рассмотрите
внимательно свой образ. В него будет входить определенная визуальная
репрезентация испуганности пациента. Любая подробность, не входящая в эти два
образа, привнесена в них вами. Если, например, вы привнесли какую-либо
репрезентацию того, что именно пациент боится, эта репрезентация идет от вас и
может оказаться точной или неточной. Теперь прочитайте вторую Поверхностную
Структуру и представьте себе зрительный образ:
Пациент:
Mary hurt me.
Мэри
обижает меня.
Рассмотрите
свой образ. Он будет включать визуальные репрезентации какого-либо лица (Мэри)
и визуальную репрезентацию пациента. Присмотритесь внимательно к тому, как вы
репрезентировали процесс нанесения обиды. Глагол “обижать” очень расплывчат и
неконкретен. Если вы представили себе процесс обиды, внимательно изучите свой
образ. Возможно, вы представили себе, что Мэри ударила вашего пациента, или
сказала ему что-нибудь гадкое. Возможно, вы представили себе, как Мэри прошла
через комнату, в которой сидел ваш пациент, и не обратила на него внимания. Все
это возможные репрезентации Поверхностной Структуры пациента. В каждой из них к
репрезентации, задаваемой глаголом, вы, конструируя собственный образ
сказанного, прибавили что-нибудь от себя. У вас имеется несколько способов
определения того, какая именно из этих репрезентаций подходит пациенту, если
какая-либо из них вообще ему подходит. Вы можете попросить пациента более полно
конкретизировать глагол “обижать”; представить в лицах ситуацию, когда Мэри
обидела его и т.д. Итак, важна ваша способность различать то, что привносите вы
сами. и то, что репрезентировано в Поверхностной Структуре пациента.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.