Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

НЛП в действии

  Все выпуски  

НЛП в действии НЛП


Нейролингвистическое программирование (также нейро-лингвистическое программирование, НЛП, от англ. Neuro-linguistic programming) — направление в психотерапии и практической психологии, не признаваемое академическим сообществом. Основано на технике моделирования (копирования) вербального и невербального поведения людей, добившихся успеха в какой-либо области, и наборе связей между формами речи, движением глаз и тела и памятью.

 

Было разработано в 1960-х — 1970-х годах группой соавторов, вскоре приобрело популярность. В настоящее время НЛП практикуется в основном тренинговыми компаниями, а также коммерческими организациями в психологических тренингах для персонала. Об НЛП выпускается большое количество популярной литературы.

НЛП иногда классифицируется, как паранаучное направление. Существует ряд исследований эффективности НЛП с положительным результатом, однако большая часть научных экспериментов говорят о неэффективности методик НЛП, и отсутствии у них научного обоснования. Некоторые выражают сомнения в этичности применения НЛП.

 

История нейролингвистического программирования

 

Френк Пьюселик, по недавнему признанию Джона Гриндера, является одним из трех человек основавших группу студентов-аспирантов Калифорнийского Университета в городе Санта-Круз, которая и аккумулировала результаты своих экспериментов в области изучения "Человеческого Совершенства" под названием "Мета". Позднее открытые ранее в соавторстве с Ф.Пьюселиком, а после присоединения к их Гештальт сессиям Д.Гриндера, техники терапии, а впоследствии и сами разработки Мета, публиковались Р.Бэндлером как авторские под уже новыми коммерческими брендами, одним из которых был НЛП.

В начале 1980-х годов Бэндлером был инициирован, а впоследствии и отозван судебный иск, за право интеллектуальной собственности над всеми материалами под брендом НЛП.

 

Одно из самых ранний влияний на НЛП оказала Общая семантика (Альфред Коржибски) как новая мировоззренческая перспектива которая включала в себя своего рода ментальную гигиену. Это был отход от аристотелевской концепции современной науки и объективной реальности и это также повлияло на представления о программировании сознания. Общая семантика Коржибского повлияла на несколько школ мышления, приводя к жизнеспособной деятельности по развитию человеческого потенциала и ассоциациям с проявляющимся мышлением в стиле «New Age».

 

В конце 60-х, организации самопомощи стали финансово успешными. Исаленские семинары человеческого потенциала в Калифорнии начали привлекать широкий спектр мыслителей и мирских людей, таких как гештальттерапевт Фриц Перлз, также как и Грегори Бейтсона, Вирджинию Сатир и Милтона Эриксона.

 

Другая важная часть ситуации заключалась в том, что основатели основали философию «делания», скорее чем «теоретизирования». Это могло быть из-за сильных контркультурных (анти-истэблишмента) настроений в то время. Как часть этого, пока там имелось уважение к научному подходу (гипотеза, тест, вопрос), имелось меньше оснований для беспокойства и одобрения основных течений науки по этому поводу.

 

Также особо не задумывались над контролем или стандартами или над выработкой рекомендаций. Область была открыта для тех, кто был заинтересован в исследованиях - куда бы не приводили их принципы и личные интересы. В целом, в течение длительной части истории НЛП разработчики предпочитали создавать идеи, определять их ценность на практике и оставлять тщательную научную верификацию другим исследователям или до лучших времен.

 

Заключительным множеством влияний было то, что старые представления бихевиоризма и детерминизма, которые в течение длительного периода являлись ведущими, вскоре стали оспариваться и проблемы, такие как субъективный характер опыта, становились более признанными как часть постмодернистского мировоззрения, принося с собой такие вопросы как субъект-объектная проблема, признание когнитивных сдвигов и постановка вопроса о полноте философии восприятия и природы реальности. Бейтсон, являясь антропологом, поддерживал культурный релятивизм (точку зрения, что смысл может быть найден лишь в контексте — чтобы не путать с моральным релятивизмом), который сейчас считается фундаментальным в антропологии.

 

Такие подходы без сомнения оказывали влияние на развитие ранних исследований, склоняя Гриндера и Бендлера к изучению эффективности их тематики с антропологической (наблюдательной) базы, пытаясь понять, что означало их поведение, вместо психоаналитического подхода о том как они соответствуют теории.


В избранное