Сегодня приступаем к
изучению книги Мирчи Элиаде «ИСТОРИЯ ВЕРЫ И РЕЛИГИОЗНЫХ ИДЕЙ»
TOM I. ОТ КАМЕННОГО
ВЕКА ДО ЭЛЕВСИНСКИХ МИСТЕРИЙ
Введение
Для историка религий знаменательно всякое проявление
священного: каждый ритуал, каждый миф, каждое верование и каждый образ божества
отражают опыт священного и потому несут в себе понятия бытия, смысла, истины.
Приведу свои же слова: «Трудно представить, как мог бы действовать человеческий
разум без убеждения, что в мире есть нечто бесспорно настоящее; и нельзя
представить, как могло возникнуть сознание, если бы человек не придавал смысл своим
импульсам и переживаниям. Осознание же настоящего и полного смысла мира тесно
связано с открытием священного. Через опыт священного человеческий разум постиг
разницу между тем, что проявляется как настоящее, мощное, обильное и имеющее
смысл, и тем, что лишено этих качеств, т.е. существует в виде хаотического и
зловещего потока явлений, возникающих и исчезающих случайно и бессмысленно...
Коротко говоря, «священное» входит в саму структуру сознания, а не представляет
некую стадию его истории... На самых архаических уровнях культуры жить, как
подобает человеку, — само по себе есть религиозное действо, потому что принятие
пищи, половые отношения и труд имеют сакраментальную ценность. Другими словами,
быть — а еще вернее, стать — человеком означает быть «религиозным» («La
Nostalgie des Origines», 1969, p. 7 sq.).
Я рассматривал диалектику священного и его морфологию в
прежних публикациях, от «Трактата по истории религий» (1949) до небольшой
работы, посвященной австралийским религиям (1973). Замысел данного труда
подразумевает другой угол зрения. С одной стороны, я подверг разбору
манифестации священного в хронологическом порядке (тут важно не путать «эпоху»
религиозной концепции с датой самого раннего документа, ее удостоверяющего!); с
другой стороны — и насколько это позволяют имеющиеся документы, — я особо
выделил переломные моменты, прежде всего, моменты творческого порядка, в разных
традициях. То есть я попытался дать обзор ключевых открытий в истории
религиозных идей и верований.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2018 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.