Сегодня начинаем
изучать книгу Джидду Кришнамурти «СВОБОДА ОТ ИЗВЕСТНОГО»
ГЛАВА I
На протяжении веков человек искал нечто за пределами самого
себя, за пределами материального благополучия, — то, что мы называем Истиной,
или Богом, или Реальностью, — состояние за пределами времени — нечто
недоступное влиянию обстоятельств, мыслей или человеческой развращенности. И
человек всегда задавал вопрос — каков смысл всего этого, имеет ли жизнь вообще
какой-либо смысл? Наблюдая чудовищные смятения жизни, мятежи, войны,
нескончаемые разделения на почве религий, идеологий, национальных проблем и
ощущая глубокое разочарование, чувство полного крушения, он спрашивает, что ему
делать, что представляет собой то, что мы называем жизнью, и есть ли что-либо
за нею.
Не находя это нечто под тысячью наименований, которое он
всегда искал, человек культивировал веру, веру в спасителя, идеал, а вера
неизбежно порождала насилие. В этой постоянной борьбе, которую мы называем
жизнью, мы пытаемся установить некий кодекс поведения, соответствующий
обществу, в котором мы воспитаны, будь то коммунистическое общество или так
называемое <свободное общество>. Мы придерживаемся определенного
стандарта поведения, являющегося частью нашей традиции как индуистов,
мусульман, христиан или какой-либо еще. Мы ищем того, кто сказал бы нам, какое
поведение правильное или неправильное, какая мысль верна или не верна, и в
следовании этому образцу наше поведение и наше мышление становится
механическим, наша реакция автоматической. Мы можем очень легко наблюдать это в
самих себе.
На протяжении столетий мы нуждались в постоянной опеке наших
учителей, нашего авторитета, наших книг, наших святых. Мы говорим:
<Расскажите мне о том, что лежит за этими холмами и горами, этой землей>.
И мы удовлетворяемся полученными описаниями. Это означает, что мы живем со
слов, наша жизнь поверхностна и пуста, мы люди <со вторых рук>. Мы живем
так, как нам говорят, либо следуем нашим склонностям, нашим стремлениям, либо
подчиняемся обстоятельствам и окружающей среде. Мы — результат всякого рода
влияний, и в нас нет ничего нового, ничего, что мы раскрыли сами, ничего
оригинального, чистого, светлого.
На протяжении всей истории идеологи и религиозные лидеры
заверяли нас, что если мы будем совершать определенные ритуалы, повторять
определенные молитвы или мантры, приспосабливаться к определенным образцам,
подавлять наши желания, контролировать наши мысли, делать возвышенными наши
страсти, ограничивать наши аппетиты и воздерживаться от потакания сексуальным
потребностям, тогда мы, истерзав в достаточной мере свой ум и тело, найдем
нечто за пределами этой короткой жизни. И это то, что делали миллионы так
называемых религиозных людей на протяжении веков, либо в одиночестве, уходя в
пустыню, в горы, в пещеры, странствуя от деревни к деревне с кружкой нищего,
либо объединившись в группу, уйдя в монастырь, принуждая свои умы
приспосабливаться к установленному образцу. Но измученный, сломленный ум, ум,
который хочет бежать от всякой суеты, который отрекся от внешнего мира и
сделался тупым из-за дисциплины и приспособлений, — такой ум, как бы долго он
ни искал, найдет лишь то, что соответствует его собственным искажениям.
Итак, чтобы открыть, существует ли в действительности нечто
за пределами этой тревожной, полной страха и соперничества жизни, необходим,
как мне представляется, совершенно иной подход. Традиционный подход
предполагает движение от периферии внутрь, к центру, с тем чтобы со временем, в
результате практики отречения постепенно прийти к этому внутреннему цветению, к
этой внутренней красоте и любви, — фактически же при таком подходе делается
все, чтобы стать ограниченным, мелким и ничтожным; когда, постепенно очищаясь,
снимая с себя один слой за другим, полагаясь на время и считая, что желаемое
можно осуществить завтра, осуществить в следующей жизни, человек наконец
приближается к этому центру, он обнаруживает, что там нет ничего, потому что ум
сделался неспособным, тупым и нечувствительным.
Наблюдая этот процесс, спрашиваешь себя, а не существует ли
совершенно иной подход, то есть не является ли возможным рывок от центра?
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 61 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.