В течение последующих нескольких лет новое мировоззрение
Кришнамурти продолжает развиваться. В его беседах, переписке и выступлениях
появились новые идеи, он все меньше использовал теософскую терминологию. С
годами основные темы на его выступлениях стали все больше расходиться с чётко
определёнными догмами теософии, с конкретными шагами, что предпринимали члены
Ордена Звезды Востока. Он говорил на все более абстрактные темы, такие,
например, как: «Счастье», «Вопросы к Авторитету», «Освобождение». Развязка
наступила, когда Кришнамурти, вопреки уговорам Ледбитера и Анни Безант,
распустил Орден Звезды Востока. Произошло это на ежегодном собрании Ордена в
Оммене (Нидерланды), 3 августа 1929 года, где, перед многотысячной аудиторией,
в том числе и миссис Безант, он держал речь, в которой, среди прочего,
произнёс:
Возможно, вы помните притчу о том, как
дьявол и его друг шли по улице; они увидели, как человек впереди них наклонился
и поднял что-то с земли, посмотрел на это и убрал в свой карман. Друг спросил
дьявола: «Что это поднял человек?». «Он поднял кусочек правды», — отвечал
дьявол. «Тогда это скверно для тебя», — сказал друг. «Напротив, — говорит
дьявол — Я собираюсь помочь ему разобраться с этим». Я утверждаю, что истина —
это страна без дорог, и вы не можете приблизиться к ней: ни через религию, ни
через секту. Такова моя точка зрения, которой я придерживаюсь полностью и
безоговорочно… Истина, будучи безграничной, бесконечной, недостижимой каким бы
то ни было путём, не может быть организована; и не следует формировать никаких
организаций, дабы вести людей или держать их определённого направления.
А также:
Это не великое дело (роспуск Ордена),
поскольку я не хочу последователей, и я серьёзен. Как только вы начинаете
следовать за кем-либо — вы перестаете следовать за Истиной. Меня не волнует,
обращаете ли вы внимание на то, что я говорю или нет. В этом мире я желаю
заниматься определённой работой, и я собираюсь заниматься ею со стойкой
сосредоточенностью. Я увлечён лишь одним наиважнейшим делом: освобождением
человека. Я жажду освободить его от всех клеток, от всех страхов, но не
основывать новые религии, новые секты, не учреждать новые теории и новые философии.
Вслед за роспуском Ордена некоторые теософы отвернулись от
Кришнамурти и публично удивлялись, когда же «… Приход потерпел неудачу?». Мери
Латьенс утверждает, что «… после всех лет объявлений Прихода, после
подчёркивания снова и снова опасности непринятия Мирового Учителя, ибо когда он
придёт, то должен сказать нечто совершенно новое и неожиданное, нечто обратное
тем предвзятым идеям и чаяниям большинства людей, лидеры Теософии один за
другим попали в ловушку, о которой сами так упорно предупреждали остальных».
Кришнамурти осуждал все организованные веры, «гуру» и в
целом все отношения типа учитель-последователь, вместо того поклявшись работать
над полным освобождением человека. Нет никаких свидетельств, где он
недвусмысленно отрицал бы то, что он Мировой Учитель. Когда его просили
прояснить его позицию, он заявлял, что тема либо неуместна, либо давал смутные
ответы. Тонкости новых аспектов в деле Мирового Учителя обернулись потерей
многих прежних поклонников, которые были поставлены в тупик изменениями во
взглядах, лексике и в заявлениях Кришнамурти — среди них такие близкие люди,
как миссис Безант и Эмили, мать Мери Латьенс. Со временем он полностью
отдалился от Теософского общества, его учений и практик, тем не менее, он
остался в тёплых отношениях с некоторыми из его членов в течение всей жизни.
Кришнамурти часто называл свои работы «учение», но никогда не «моё учение». Его
интерес всегда касался «учения», учитель же значения не имел, и любой
авторитет, в особенности авторитет психологический, отвергался.
Авторитет любого вида, особенно в сфере
мышления и понимания, — суть особенно деструктивная, порочная вещь. Лидеры
уничтожают последователей, а последователи — лидеров. Вы должны быть своим
собственным учителем и своим собственным учеником. Вы должны подвергать
сомнению все, что человеком считается ценным и необходимым.
Это касалось также и авторитета внутреннего:
Осознав, что мы не можем положиться ни на
какой внешний авторитет… появляется трудность безмерно большая — отказаться от
своего собственного внутреннего авторитета, авторитета наших собственных
специфических опытов и накопленных мнений, знаний, идей и идеалов.
Однако, делая подобные заявления, Кришнамурти не имел в виду
социальную или личную анархию; напротив, та, пропагандируемая им полная
свобода, выражается в «полном порядке», но не ведет к социальному или личному
хаосу:
Порядок необходим. Полный, абсолютный
внутренний порядок, и он не возможен, если нет добродетели. И добродетель —
естественный результат свободы. Но свобода — это не значит делать то, что вам
заблагорассудится, это не бунт против законного порядка, это не жизненная
позиция невмешательства или превращение в хиппи. Возникает свобода только
тогда, когда мы понимаем, и не интеллектуально, но фактически, нашу
каждодневную жизнь, наши дела, образ мышления, осознаем факт нашей жестокости,
нашего бессердечия и безразличия. Свобода — это на самом деле знать о нашем
колоссальном эгоизме.
Кришнамурти отказался от трестов и прочих организаций,
которые были связаны с распущенным Орденом Звезды Востока, включая Теософское
общество. Он вернул деньги и собственность людям, которые те пожертвовали
Ордену, включая замок и 5
000 акров (20 кв. км.) земли в Голландии. Остаток жизни
он провел в публичных выступлениях и дискуссиях, в число тем которых входили
такие предметы, как: природа веры, правды, горя, свободы, смерти и поиск жизни,
преисполненной духовностью. Он не принимал ни последователей, ни поклонников,
считая отношения между гуру и учеником — поощрением зависимости и эксплуатации.
Он постоянно убеждал людей мыслить самостоятельно и чисто. Он приглашал их к
исследованию и обсуждению конкретных тем вместе с ним, «гуляя, как два друга»,
которые, порвав с прошлым, делают новый шаг «навстречу открытию»:
И начинать такое путешествие мы должны
налегке; нам нельзя быть отягощёнными мнениями, предубеждениями и заключениями
— всей этой старой мебелью, что мы копили последние две тысячи лет и даже
дольше. Забудьте все, что вы знали про себя прежде; забудьте все, что вы
когда-либо подумали о себе; мы начнём, словно мы не знаем ровным счётом ничего.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 56 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.