Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Уютный дворик философа

  Все выпуски  

Уютный дворик философа Мастер и Маргарита


 Предлагаем уважаемым подписчикам обсуждение Великого Романа Булгакова и фильма Бортко  по этому роману в социальной сети 

Лев Горбунов:
Слушая тему Воланда композитора Корнелюка из сериала "Мастер и Маргарита" , заинтересовался латинским текстом. Оказывается там рефреном звучит знаменитая фраза 
SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS — известный палиндром, буквосочетание, составленное из латинских слов и помещённое в квадрат таким образом, что слова читаются одинаково справа налево, слева направо, сверху вниз и снизу вверх. Палиндром часто использовался ранними христианами.
Чаще всего слова палиндрома переводят с латинского следующим образом: sator — сеятель, землепашец; arepo — от ad repo, «я медленно двигаюсь вперёд»); tenet — держит, удерживает; opera — работы; rotas — колёса или плуг. В законченном виде фраза звучит приблизительно так: «Сеятель с трудом удерживает колёса ( медленно управляет плугом )» Напоминает библейскую фразу о мельничных жерновах, которые вращаются медленно, но неотвратимо ....
Наиболее загадочным словом в буквосочетании считается слово arepo — оно более не встречается нигде в латинской письменности Возможно слово было заимствовано из другого языка. Так, французский историк и писатель Жером Каркопино выдвинул гипотезу, что arepo имеет кельтское, предположительно галльское происхождение и означало -плуг. Профессор в области гражданского права Оксфордского университета Давид Дауб считал, что слово пришло из иврита или арамейского языка, и ранними христианами использовалось как аналог греческих альфы и омеги .В таком случае " плуг " уточняется, как всё и вся ....

Админ:
там еще есть не менее интересное магическое словосочетание букв INRI — «Iesus Nasareus Rex Iudaeus» («Иисус Назаретянин Царь Иудейский») есть и другая расшифровка «Igne natura renovatur integra» которая упоминается прямо в тексте песни («Огнем природа обновляется вся). 
Удивительно что саундтрек темы зла может включать в себя упоминание имени Иисуса. Хотя какое зло? Реально от команды Воланда лишились жизни двое: Михаил Берлиоз и барон Майнгель. Оба за попытку настучать и предать. В романе наказано зло так же, как в романе внутри романа Пилат наказал Иуду... и вновь именно за предательство.
не считаю все это случайным - видимо таков был замысел Булгакова

Лев Горбунов:
Александр, согласен. Воланд - скорее служитель кармы ....

Александр Акимов:
Александр, а не правильнее ли прямо сказать, что за попытку(чего?)...был убит.?

Админ:
Александр, а я так прямо и сказал, уважаемый коллега... За предательство был убит Иуда... именно за попытку стучать и предавать два человека были убиты свитой Воланда. По пацански, точнее в тюрьме или на войне, попытка предательства приравнивается к уже совершенному предательству и карается смертью. Я не хочу сказать, что это по доброму и не пытаюсь эти убийства оправдать. Просто такова логика романа - три человека были стукачами предателями и именно эти три человека были убиты в романе.
Если Вам это не нравится. уважаемый коллега Александр? Все вопросы к Михаилу Александровичу Булгакову. Это он придумал такой сюжет, а не я.

Александр Акимов:
Александр, да, это вопрос автору романа. Мне показалось, что в том эпизоде организация убийства Берлиоза лишь для "Открытия глаз" Ивану Бездомному. Это мягко говоря кощунство.

Админ:
Да, это был бы перебор... думаю как у Азимова в романе "Конец вечности" изменения реальности потусторонними силами если происходят, то все таки с минимально возможным разрушительным действием для реальности. И этим занимаются специальные техники, которых мы можем не разобравшись в их мотивации и называть то ангелами то чертями 

Лев Горбунов:
Не помню про организацию убийств у Булгакова.. Воланд " раскрыл гороскоп " Берлиоза , указав на наличие предопределенности. При этом автор указывает на не фатальность. Несчастному было много предупреждений с самых первых страниц ....Там все герои всегда перед выбором .

Админ:
Лев, в принципе если бы Берлиоз не побежал звонить в НКВД, он бы остался жив и поехал бы в Кисловодск... и заседание МАССОЛИТА состоялось бы в плановом порядке... он именно как Вы пишете сделал свой выбор сам. И то что масло было разлито сыграло свою роковую роль.
Меня в Романе еще интересует судьба Мастера и Маргариты. Им был дарован покой... Именно потому что большего они не заслужили. Маргарита явно что то в юности натворила со своим ребенком - именно поэтому ее так волновала судьба детоубийцы Фриды и то что ей подают платок. Мастер делал вид, что забыл имя свой предыдущей женщины... это возможно лишь в том случае, когда он ее предал даже вспоминать ее имя ему неприятно.... была лекция психолога (фамилию забыл) на ютубе, который нафантазировал про них бог весть что, изобразив их маньяками убийцами... но свои скелеты в шкафу у главных героев романа наверняка есть.
Особенно огорчает то, что Мастер откровенный слабак неспособный защитить свою любовь: видимо внимание прессы и попытка прославиться ему было важнее любви к Маргарите. Еще одна причина дарить ему покой а не свет.
В этом смысле в фильме Бортко то, что Мастер говорит голосом Безрукова вызывает ненужную ассоциацию: ведь один персонаж Бог любящий всех, а другой слабак, не способный любить одну женщину (хотя и очень талантливый человек). А как раз то, что Афраний говорит голосом Воланда те Басилашвили это уже действительно удачная находка режиссера: Воланд говорил правду, что был на балконе у Пилата! И в целом фильм Бортко великолепен и быть может лучший из снятых по теме романа. Иногда говорят что в фильме староват Пилат (его играет весьма немолодой Лавров) - так Прокуратора могли состарить именно проблемы совести, потому что до предательства и убийства Иисуса в жизни Пилата явно были уже подобные события, которые не давали ему спать по ночам. Неспокойная совесть вряд ли помогает сохранить молодость тела и духа

Александр Акимов:
Кстати...Аннушка тоже человек. И тоже могла сделать другой выбор.Например купить кефир)

Juver Originaljuver:
Какие убийства? О чем вы? Во всем романе руками Воланда были убиты только два человека: Мастер и Маргарита )

Админ:
Juver, Возможно Вы не оченеь внимательно читали Роман, но барона-стукача элементарно застрелила в квартире 50 именно свита Воланда... перечтите - роман того стоит!
С юридической точки зрения знать, что кто то может умереть если сделает то то и то то и не предупредить - в этом есть состав преступления (этоя уже про Берлиоза и Воланда со свитой... Коровьев вообще подсказал, каким путем Берлиозу лучше будет идти - прямо к маслу Аннушки).
PS А убийство Мастера и Маргариты Азазеллой с юридической точки зрения вообще выглядело бы странным: Маргарита потеряла сознание и умерла, призывая Наташу по непонятной причине у себя в особняке, а Мастер соответственно умер в доме умалишенных. Да и потом - они получили в итоге именно то что давно хотели - покой вместе... это не совсем и убийство

Juver Originaljuver:
Александр, Я читал и сериал довелось посмотреть.
Вообще мы говорим конкретно по факту и по имеющейся информации. Про убийство Берлиоза нету никакой информации, в отличии от других. Да, Барона Майгеля я и забыл.. ( Три убийства.

Админ:
Juver, если говорить юридически строго, то и насильственная смерть Барона - описана писателем Булгаковым в книге, но свидетельских показаний тоже как бы нет. Квартира сгорела и нашли труп... ФФсе... Но по логике романа - барон Майнгель именно что был убит командой Воланда

Juver Originaljuver:
Александр, но в данном случае нам незачем прибегать к юриспруденции. У нас есть картина всего происходящего, а значит мы должны не разбирать здравый смысл, а констатировать факты. То есть, в данном случае мы должны подходить к вопросу с точки зрения всеинформированного независимого субъекта, а не относительного, действующего лица рассказа.

Админ:
Juver, Когда Азазелло в романе дает Мастеру и Маргарите старинное вино, он по сути выполняет приказ не Воланда а Иисуса. Это Иисус решил вознаградить героев романа покоем. Свита Воланда лишь выполнила Его приказ... И результат героев романа полностью удовлетворил... Они счастливы, получив покой (последняя сцена их пути к покою Бортко снимал кажется в Гатчине - мостики и лес с речкой уж очень приметные).
Три других человека (барон, писатель и Иуда) умирают насильственной смертью именно ЗА СТУКАЧЕСТВО - и вряд ли они хотели так быстро и бессмысленно умереть. И вряд ли они будут вознаграждены после смерти хоть чем то... Берлиоз вообще лишь на кубок для Воланда пригодился и только. 
Что называется почувствуйте разницу между наградой и наказанием, уважаемый коллега Juver

Juver Originaljuver:
Александр, но в таком случае Иисус заказчик, Воланд исполнитель руками Азазелло.
Про Майгеля согласен, это и есть третье убийство по факту. 

Админ:
Juver, вот прямая речь из Романа:
— Турникет ищите, гражданин? — треснувшим тенором осведомился клетчатый тип, — сюда пожалуйте! Прямо, и выйдете куда надо. С вас бы за указание на четверть литра... поправиться... бывшему регенту!
любой суд присяжных обладая информацией что масло пролито и некто, явно знает про это масло и настойчиво направляет человека именно туда где он погибнет под колесами трамвая, нашел бы в этом состав преступления. Если бы Буклгаков хотел подчеркунть случайность или предопределенность смерти Берлиоза, он вряд ли на его поути поставил Коровьева, который "помог" как мог.
Похоже, что и смерть Берлиоза в значительной степени режессировалась (хотя именно настучать Берлиоз решил сам)

Juver Originaljuver:
Александр, в суде в первую очередь работает презумпция невиновности, так что состава преступления тут и искать не пришлось бы. 
Давайте не будем забывать и тот факт, что об смерти Воланд знал еще до кончины Берлиоза, а значит с помощью клетчатого или без, но писатель попал бы под трамвай.

Админ:
Juver, события котооые можно предсказать по звездам имеют вероятностный характер. Если бы Берлиоз не бежал настучать в НКВД - он бы вообще не погиб бы... С точки зрения религии, человека делает свободным от предопределения свобода нравственного выбора в любой момент пока он жив. Берлиоз сделал свой выбор неверно - и именно поэтому попал под трамвай

В избранное