Фёдор Михайлович Достоевский (1821—1881) — один из самых
значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.
Достоевский и
«еврейский вопрос»
Взгляды Достоевского на роль евреев в жизни России нашли
отражение в публицистике писателя. Например, обсуждая дальнейшую участь
освобождённых от крепостного права крестьян, он пишет в «Дневнике писателя» за 1873 г.:
«Так и будет, если дело продолжится, если сам народ не
опомнится; а интеллигенция не поможет ему. Если не опомнится, то весь, целиком,
в самое малое время очутится в руках у всевозможных жидов, и уж тут никакая
община его не спасёт… <…> Жидки будут пить народную кровь и питаться
развратом и унижением народным, но так как они будут платить бюджет, то, стало
быть, их же надо будет поддерживать.
— Достоевский Ф. М. Дневник писателя. — 1873.
Электронная еврейская энциклопедия утверждает, что
антисемитизм был неотъемлемой частью мировоззрения Достоевского и находил
выражение как в романах и повестях, так и в публицистике писателя. Наглядным
подтверждением этого, по мнению составителей энциклопедии, является работа Достоевского
«Еврейский вопрос». Однако сам Достоевский в «Еврейском вопросе» утверждал: «…
в сердце моём этой ненависти не было никогда …».
26 февраля 1878
г. в письме Николаю Епифановичу Грищенко, учителю Козелецкого
приходского училища Черниговской губернии, который жаловался писателю, «что
русские крестьяне вконец порабощены жидами, ограблены ими, и за жидов
заступается русская же пресса; жиды… для Черниговской губ.… ужаснее, чем турки
для болгар…», Достоевский отвечал:
Вы вот жалуетесь на жидов в Черниговской губернии, а у нас
здесь в литературе уже множество изданий, газет и журналов издаётся на
жидовские деньги жидами (которых пребывает в литературу всё больше и больше), и
только редакторы, нанятые жидами, подписывают газету или журнал русскими
именами — вот и всё в них русского. Я думаю, что это только ещё начало, но что
жиды захватят гораздо ещё больший круг действий в литературе; а уже до жизни,
до явлений текущей действительности я не касаюсь: жид распространяется с
ужасающею быстротою. А ведь жид и его кагал — это всё равно что заговор против
русских!
— Ф. М. Достоевский, Полное собрание сочинений в тридцати
томах. Т. 30. Книга I.
Стр. 8. — Л., Наука, 1988.
Отношение Достоевского к «еврейскому вопросу» анализируется
литературоведом Леонидом Гроссманом в книге «Исповедь одного еврея»,
посвящённой переписке между писателем и еврейским журналистом Аркадием
Ковнером. Послание, отправленное Ковнером из Бутырской тюрьмы, произвело
впечатление на Достоевского. Своё ответное письмо он заканчивает словами:
«Верьте полной искренности, с которой жму протянутую Вами мне руку», — а в
посвящённой еврейскому вопросу главе «Дневника писателя» обширно цитирует
Ковнера.
По мнению критика Майи Туровской, взаимный интерес
Достоевского и евреев вызван воплощением в евреях (и в Ковнере, в частности)
искательства персонажей Достоевского. По мнению Николая Наседкина,
противоречивое отношение к евреям вообще свойственно Достоевскому: он очень
чётко различал понятия «еврей» и «жид». Кроме того, Наседкин отмечает, что
слово «жид» и производные от него были для Достоевского и его современников обычным
словом-инструментарием в ряду других, использовалось широко и повсеместно, было
естественным для всей русской литературы XIX века, в отличие от нашего времени.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 61 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.