Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

RFpro.ru: Консультации по культурологии


Хостинг портала RFpro.ru:
Московский хостер
Профессиональный ХОСТИНГ на базе Linux x64 и Windows x64

РАССЫЛКИ ПОРТАЛА RFPRO.RU

Лучшие эксперты по данной тематике

Асмик Гаряка
Статус: Советник
Рейтинг: 10653
∙ повысить рейтинг »
Гуревич Александр Львович
Статус: Профессионал
Рейтинг: 4412
∙ повысить рейтинг »
Anarki4
Статус: 6-й класс
Рейтинг: 390
∙ повысить рейтинг »

/ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ / Гуманитарные науки / Культурология и теория культуры

Номер выпуска:44
Дата выхода:21.01.2014, 01:49
Администратор рассылки:Гуревич Александр Львович (Профессионал)
Подписчиков / экспертов:10 / 6
Вопросов / ответов:3 / 4

Консультация # 180061: Проанализировать культуру Японии по следующим параметрам: 1 система миропонимания 2 место человека в этом мире 3 смысл человеческого бытия 4 представление о счастье...


Консультация # 184766: Уважаемые эксперты! Пожалуйста, ответьте на вопрос: В одном из ответов в блоге ( http://rfpro.ru/blogs/mes191 ) участник сайта sir Henry назвал себя Кашарый. Что означает это имя, происхождение и смысл его? Очень жду ответа... Заранее благодарен... С уважением, Николай...
Консультация # 182922: Здравствуйте! У меня возникли сложности с таким вопросом: приведите примеры политкорректности из американских фильмов.спасибо...

Консультация # 180061:

Проанализировать культуру Японии по следующим параметрам:
1 система миропонимания
2 место человека в этом мире
3 смысл человеческого бытия
4 представление о счастье

Дата отправки: 27.09.2010, 20:54
Вопрос задал: Антон Соложенцев
Всего ответов: 1
Страница онлайн-консультации »


Консультирует Асмик Гаряка (Советник):

Здравствуйте, Антон Соложенцев.

Миропонимание японцев связанно со специфической японской религией - синто, или синтоизм. Согласно Энциклопедии религий Японии, "становление синто, по сути, есть становление японской этнокультуры".
Синтоизм - это политеистическая система верований, сформировавшаяся на основе анимистического взгляда на мир.
В основе синтоистского миропонимания лежит поклонение божествам - ками, которые не только обитают на небесах, но и присутствуют повсеместно, то есть ками не только обладают сверхъестественной силой и могуществом и управляют судьбами живых существ, но и близки к людям в их повседневной жизни.
Как ками почитались предки, которые, считается, наблюдают за здравствующими, охраняют их, помогают им, и божества моря, гор, источников (так называемые ландшафтные божества) божества стихий - ветра, грома, дождя.
Существовало убеждение в том, что божественной природой - митама - обладают конкретные предметы и даже абстр актные понятия, например, добро и зло. По синтоистским понятиям считалось, что будучи сотворены ками, люди чисты и правильны от Природы, а дурные поступки совершаются в результате загрязнения духа, поэтому основной синтоистский обряд - очищение.
Природа воспринималась как олицетворение красоты и гармонии, и вызывала ощущение божественности всего во Вселенной. Именно такое отношение к природе было основой, на которой происходило взаимодействие синтоизма и буддизма. Когда японцы ознакомились с буддийским учением, природа стала восприниматься как одно из состояний и проявлений Будды.
Буддийское учение о посмертном воздаянии за поступки, совершаемые при жизни, восполняло отсутствие в синтоизме представлений о посмертной судьбе человека.
Именно в синто лежат истоки японского национального самосознания, ибо смысл его — в утверждении самобытности японского народа. В нём же и истоки доктрины “кокутай” (принцип органического единства нации, опирающийся на признание национал ьной исключительности, превосходства японского духа), психологическим обоснованием которой выступает положение синтоизма о том, что боги породили не людей вообще, а только японцев; император — живой бог, потомок солнечной богини Аматэрасу. И даже японское “экономическое чудо”, согласно этой доктрине, является не столько результатом абсолютизации труда, его жёсткой организации и т.д., сколько следствием “божественной одарённости” японской нации.
Японцу никогда не было свойственно воображать себя господином природы, которую он должен завоёвывать, покорять и т. д. Японец любовно вглядывается в природу, тонко взаимодействует с ней, стараясь не нарушить её естественных форм. Человек — дитя природы, её неотрывный элемент, поэтому он не может разрушать природу, он старается вписываться в неё. Умение понимать, чувствовать природу, выражать свои чувства к ней во всех формах своей деятельности, в своей одежде, устройстве жилища, организации сада — всегда счита лось обязательным качеством культурного, цивилизованного человека, который умеет по достоинству оценить красоту цветущей вишни, пение цикады, сияние лунного света. До сих пор в самых крупных городах сохраняются священные рощи, окружающие синтоистские храмы (существует запрет на их вырубку).

В наш век,когда проблемы экологии стали как никогда актуальны, ибо природе нанесён значительный ущерб человеком, оказалось очень важным найти формы взаимодействия человека с природой, обеспечивающие их совместное существование и развитие как единой системы. И японская модель отношения к природе, японское искусство, воспевающее,любовно всматривающееся и вслушивающееся в природу, призывающее к тонкому и бережному взаимодействию с ней, слиянию, оказываются очень актуальными и созвучными настроениям современного человека, задумавшегося о дальнейшей судьбе мира. Японское традиционное искусство, выражающее характерное для синто миропонимание, экологично в своём вн имательном отношении к природе, в своём содержании и настроении.

По мнению японцев, счастье может быть семи видов: долгая жизнь, материальное благоденствие, честность, удовлетворённость жизнью, известность, мудрость, сила. В верхней точке острова Кюсю расположены семь небольших святилищ богов счастья. Все вместе они зовутся Ситифукудзин, хотя у каждого бога есть и свое имя, и индивидуальные особенности.

Культура Японии зиждется на традициях и бережном к ним отношении. Предки (это не жаргонное обозначение собственных родителей) – это святое, им должно поклоняться, чтить их память и стараться вести себя таким образом, чтобы ни дай боже осквернить свой род и память усопших.

Японцы издревле очень щепетильно относятся к межличностным отношениям, особенно сильно это проявляется в современных условиях – пространство на островах ведь ограничено, а население всё увеличивается. Без должного намёка «Мол, можно» японцы не будут приближаться друг к другу с целью о бщения или знакомства. Пожалуй, можно обозначить своё желание наладить отношения подарком (касательно которого также имеются свои правила), но если ответных действий после его получения не поступит, то навязываться японец вряд ли станет.

Если японцы знакомятся друг с другом по службе или через знакомого, то первым делом они выясняют друг о друге практически всё – социальный статус, положение по службе, увлечения и т.п. Это не праздное любопытство и не проявление вежливости, это необходимость. Знать, стоите ли вы с собеседником на одной ступени в обществе или на разных (если на разных, то на каких – кто «выше», а кто – «ниже»), японцу необходимо для правильного поведения и разговора. В японском языке существует три типа речи, каждый из которых используется в соответствующем случае. Например, при разговоре с начальством или людьми, стоящими на более значимой ступеньке используется почтительный вариант речи. Японец, который использует обычную речь (если такие, конечно, существуют), считается невоспитанным и с ним вряд ли будут продолжать отношения.

Японцы делят всех окружающих на две большие группы – «ути» и «сото». «Ути» - это, грубо говоря, «свои». Те люди, которым позволено если не всё, то очень и очень многое. Называть только по имени, критиковать, ругаться, дарить подарки и звонить в полночь домой. «Сото» - это все остальные, те, кто не вошёл в группу «ути», с которыми по сути японец не имеет никаких отношений. Окружающие в вагоне метро – это «сото». Японец не связан с ними никакими долговыми обязательствами, поэтому можно с чистой совестью наступить кому-нибудь на ногу, толкнуть локтём под дых и не уступить место беременной женщине – никто и слова не скажет. Именно потому, что все остальные – «сото». Жёстко, не правда ли? На самом деле ничто человеческое японцам не чуждо и большинство ведёт себя вполне адекватно, разве что места, действительно, не всегда уступают. Но это, наверное, потому что просто спят – японское метро счит ается одним из наиболее спящих в мире, т.к. буквально каждый второй, кто входит в вагон и садится на сиденье, мгновенно засыпает.

В культуре и обычаях японцев, как правило, не принято прямо выражать свои мысли и чувства – на западных варваров, говорящих, чего им хочется здесь и сейчас, японцы смотрят косо и в ответ на вопрос «Чего бы Вам хотелось, чая или кофе?» говорят «И то, и то хорошо», исключительно из боязни обидеть собеседника. Общаясь друг с другом, японцы очень многое не проговаривают вслух, как это сделали бы европейцы, это связано всё с тем же японским обычаем «не терять лица»: если сказать всё прямо и без околичностей, то этим самым вы можете поставить собеседника в неудобное положение, т.к. эту информацию он, к примеру, уже знает. А тут вы ещё раз ему её сообщаете – куда это годится? Как вы могли подумать, что собеседник не в курсе таких простых вещей? Всё, выход один – сэппуку (самоубийство) здесь и сейчас.


В 1686 г. Басё написал свое самое з наменитое трехстишие:

Старый пруд,

Прыгнула в воду лягушка.

Всплеск в тишине.

Здесь сама суть жизни, соединение вечного и сиюминутного, мгновенного. Среди незыблемого покоя - присутствие жизни. Среди вечной тишины – живой звук. Здесь передано ощущение глубины, беспредельности и неподвижности Мира и неописуемое одиночество человека в нем.

В этом хайкай, как и во многих других лучших творениях Басё, ему удается соединить элементы вечного и мгновенного. Старый пруд вечен, но для того, чтобы мы прониклись сознанием его вечности, необходим некий мгновенный сдвиг. Прыжок лягушки, о котором мы знаем по всплеску воды, символизирует сиюминутное в хайкай, но пруд тут же вновь погружается в нескончаемую дремоту. Только возраст пруда, указание на его неизменную природу, по контрасту подчеркивает эфемерность жизни лягушки, благодаря чему раскрывается смысл бытия.

Консультировал: Асмик Гаряка (Советник)
Дата отправки: 27.09.2010, 21:30

5
нет комментария
-----
Дата оценки: 27.09.2010, 22:52

Рейтинг ответа:

НЕ одобряю 0 одобряю!

Консультация # 184766:

Уважаемые эксперты! Пожалуйста, ответьте на вопрос:
В одном из ответов в блоге ( http://rfpro.ru/blogs/mes191 ) участник сайта sir Henry назвал себя Кашарый. Что означает это имя, происхождение и смысл его?
Очень жду ответа...
Заранее благодарен...
С уважением,
Николай

Дата отправки: 13.12.2011, 03:28
Вопрос задал: Посетитель - 388673
Всего ответов: 1
Страница онлайн-консультации »


Консультирует Гуревич Александр Львович (Профессионал):

Здравствуйте, Посетитель - 388673!

В этом блоге обсуждались различные каши.
По моему мнению, sir Henry назвал себя Кашарый, потому что он любит кашу. smile
В стихотворении, которое приводит там sir Henry мне видится также аллюзия на известное всем с детства стихотворение писателя Носова из "Приключений Незнайки":

© Цитата:
Я поэт, зовусь я Цветик,
От меня вам всем приветик.


Мы также попросили самого эксперта sir Henry ответить на Ваш вопрос.

Консультировал: Гуревич Александр Львович (Профессионал)
Дата отправки: 13.12.2011, 10:47
Рейтинг ответа:

НЕ одобряю 0 одобряю!

Консультация # 182922:

Здравствуйте! У меня возникли сложности с таким вопросом:
приведите примеры политкорректности из американских фильмов.спасибо

Дата отправки: 23.04.2011, 19:45
Вопрос задал: КирилЛ
Всего ответов: 2
Страница онлайн-консультации »


Консультирует Асмик Гаряка (Советник):

Здравствуйте, КирилЛ!

В американских фильмах про полицейских показывают двух напарников, причем один из них чернокожий, другой белый.

© Цитата: Алекс Экслер
В старых полицейских боевиках было классическое сочетание - два белых полицейских. И начальник полиции тоже был белый. Затем пришла эпоха политкорректности, и начальника полиции сделали черным. После этого прошло какое-то время, и Голливуд родил классическую парочку - белого и черного полицейских напарников, которые с таким блеском решали все проблемы в "Смертельных оружиях".

Также в команде доктора Хауса есть чернокожий Форман, и всегда есть женщина - это даже требует его начальница Лиза Кадди. В первых сезонах это была Кэмерон, в дальнейшем 13-я и вот теперь Марта Мастерс. Двое белых членов команды - один австралиец, другой еврей. Пациенты доктора Хауса бывают также людьми все х национальностей, монахи, рокеры, бездомные, гомосексуалисты и так далее.

Детективный роман английской писательницы Агаты Кристи «Десять негритят» (англ. Ten Little Niggers), написанный в 1939 году, из-за политкорректности был переименован в Ten little Indians (т.е. «Десять маленьких индейцев»), затем, когда уже и это название перестало удовлетворять, в Ten Little Soldiers («Десять солдатиков»). Ныне же книга печатается под названием «И никого не стало» (англ. And Then There Were None).

Консультировал: Асмик Гаряка (Советник)
Дата отправки: 24.04.2011, 01:02
Рейтинг ответа:

НЕ одобряю +1 одобряю!


Консультирует Гуревич Александр Львович (Профессионал):

Здравствуйте, КирилЛ!

Вот еще несколько материалов о политкорректности в американских фильмах:
URL >>
URL >>
URL >>

Еще хотел бы добавить на основе анализа интернет-текстов на эту тему, что расцвет политкорректности в американском кно пришелся на 90-е годы XX века. В настоящее время сюжет многих известных американских фильмов построен на нарушении правил политкорректности (что также соответствует принципам постмодернизма).

Консультировал: Гуревич Александр Львович (Профессионал)
Дата отправки: 26.04.2011, 10:23
Рейтинг ответа:

НЕ одобряю 0 одобряю!


Оценить выпуск | Задать вопрос экспертам

главная страница  |  стать участником  |  получить консультацию
техническая поддержка  |  восстановить логин/пароль

Дорогой читатель!
Команда портала RFPRO.RU благодарит Вас за то, что Вы пользуетесь нашими услугами. Вы только что прочли очередной выпуск рассылки. Мы старались. Пожалуйста, оцените его. Если совет помог Вам, если Вам понравился ответ, Вы можете поблагодарить автора - для этого в каждом ответе есть специальные ссылки. Вы можете оставить отзыв о работе портале. Нам очень важно знать Ваше мнение. Вы можете поближе познакомиться с жизнью портала, посетив наш форум, почитав журнал, который издают наши эксперты. Если у Вас есть желание помочь людям, поделиться своими знаниями, Вы можете зарегистрироваться экспертом. Заходите - у нас интересно!
МЫ РАБОТАЕМ ДЛЯ ВАС!



В избранное