Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

RFpro.ru: Консультации по культурологии


Хостинг портала RFpro.ru:
Московский хостер
Профессиональный ХОСТИНГ на базе Linux x64 и Windows x64

РАССЫЛКИ ПОРТАЛА RFPRO.RU

Лучшие эксперты по данной тематике

Асмик Гаряка
Статус: Советник
Рейтинг: 10940
∙ повысить рейтинг »
Гуревич Александр Львович
Статус: Профессионал
Рейтинг: 4529
∙ повысить рейтинг »
Anarki4
Статус: 6-й класс
Рейтинг: 390
∙ повысить рейтинг »

/ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ / Гуманитарные науки / Культурология и теория культуры

Номер выпуска:34
Дата выхода:07.11.2012, 22:00
Администратор рассылки:Гуревич Александр Львович (Профессионал)
Подписчиков / экспертов:15 / 6
Вопросов / ответов:3 / 5

Консультация # 181851: Здравствуйте, уважаемые эксперты! Прошу вас ответить на следующий вопрос: 21. Культура Киевского государства 22. Культура Московского государства 23. Секуляризация русской культуры в XYII веке 24. Европеизация русской культуры в XVIII веке 25. Русская культура XIX века 26. Общие особенности советской культуры. Помогите пожалуйс...


Консультация # 182920: Здравствуйте! У меня возникли сложности с таким вопросом: сравните культуру потребления пенсионера и предпринимателя,Спасибо smile ...
Консультация # 181825: Здравствуйте, уважаемые эксперты! Прошу вас ответить на следующий вопрос : 1. Понятие культура в современной культурологии 2. Современные культурологические концепции 3. Восток в истории ми...

Консультация # 181851:

Здравствуйте, уважаемые эксперты! Прошу вас ответить на следующий вопрос:
21. Культура Киевского государства
22. Культура Московского государства
23. Секуляризация русской культуры в XYII веке
24. Европеизация русской культуры в XVIII веке
25. Русская культура XIX века
26. Общие особенности советской культуры.
Помогите пожалуйста ответить на вопросы.

Дата отправки: 12.01.2011, 15:21
Вопрос задал: Антон Соложенцев
Всего ответов: 2
Страница онлайн-консультации »


Консультирует Асмик Гаряка (Советник):

Здравствуйте, Антон Соложенцев!

Что мешает научному осмыслению феномена отечественной культуры советского периода?

Рассматриваемая нами тема является одной из наиболее сложных, если не самой сложной в вузовском курсе культурологии. Удивительно, но факт: студенты, к примеру, знают и понимают куда лучше культуры древневосточных цивилизаций, античную культуру Древней Греции, даже древнерусское язычество, но, за редким исключением, не способны научно осмыслить тот исторический этап в развитии отечественной культуры, который называется "советским". Переход с уровня обыденного сознания на теоретический в данной проблеме оказывается для многих чрезвычайно сложным, а для некоторых - вообще невозможным. И причин тому немало.

Великая Октябрьская социалистическая революция в контексте отечественной культуры: исторические детерминанты и направленность



Как известно, начало советскому периоду отечественной истории и культ уре положила Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года. Социальное творчество, возникшее вместе с революцией и строительством основ социализма, привело к качественным сдвигам в сфере материальной и духовной культуры народа, а он сам стал генеральным субъектом и объектом достижений культуры. Отсюда и возникает первый, в сущности, исходный вопрос: что такое наша революция, но не в политическом, а в социокультурном значении?

Информация к размышлению.
"Когда я размышляю о всем, что в русском социальном и политическом строе есть архаического, отсталого, примитивного и себя пережившего, я часто говорю себе: "Такой же была бы и Европа, если бы у нас, в свое время, не было возрождения, реформации и французской революции" (выделено мной. - В.С.) (Посол Франции в России Морис Палеолог, 1916 г,, канун Февральской и Октябрьской революций. В кн. Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М., 1991, с. 14).

Как видим, францу зский посол в России (1916г.) Морис Палеолог почти 100 лет тому назад, когда нашу страну сотрясали революционные события, совсем не проклинал отечественную революцию. А там, как известно, произошло не одно революционное потрясение. Но Франция не была исключением. К 40-50-м годам XIX столетия буржуазные революции произошли в Англии, Нидерландах, Северной Америке, Германии, Австрии, Италии, Чехии. Происходили они и в других странах планеты.

Что же это за феномен "революция?" Социальная революция (от лат. revolutio - поворот, переворот) совсем не случайное явление, не плод заговора одиночек, а необходимое (неизбежное) и качественное изменение в развитии того или иного общества в определенных исторических условиях. Основная историческая роль революции состоит в том, что они устраняют преграды с пути общественного прогресса, обеспечивают переход к новым, более прогрессивным формам социальной и культурной жизни. Именно эту сторону французской революции имел в виду М.Палеолог. Кстати, и Возрождение, и Реформация в Европе также стоят в ряду явлений революционного свойства. Не случайно так совпадает мнение различных мыслителей по оценке, например, эпохи европейского Возрождения:

Ф.Энгельс: "Это была величайшая из революций, какие до тех пор переживала земля";[12]

Ф.Ницше: "То был золотой век нашего тысячелетия, несмотря на все его пятна и пороки";[13]

Н.А.Бердяев: "Вся новая история есть ренессансный период истории. Этот исторический период стоит под знаком отпущения на свободу творческих сил человека".[14]

Итак, созидательный вектор в развитии отечественной культуры совершенно отчетливо проявился с самого начала советской цивилизации и воплотился в следующих направлениях.

А) Просвещение. По декрету II Всероссийского съезда Советов был образован Наркомат просвещения РСФСР, наделенный очень широкими функциями (дошкольное воспит ание, средняя и высшая школа, профессионально-техническая подготовка, просветительская работа в массах, издательское дело, управление наук ой и всеми видами искусства).
В 1918г. издан декрет "О создании школ для национальных меньшинств", а в 1919г. - "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". По этому декрету "все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучиться грамоте на родном или русском языке по желанию".
Сразу была начата реформа образования, узаконенная в октябре 1918 г. декретом "О единой трудовой школе". Введя в 1918г. единую трудовую школу, новая власть обеспечила выдачу бесплатных учебников, завтраков, одежды. Всего с 1918 по 1919г.г. было открыто 13 тысяч школ. Тогда же была предложена долгосрочная программа развития народного образования, которая и воплотилась в течение всего советского периода. Эта программа, определившая черты советской системы образования, возможно, лучше всех других выражает суть советской цивилизации в целом. Школа - это главный Государственный институт, который " создает", "возделывает" гражданина и воспроизводит общество. Это "консервативный генетический аппарат" культуры, вводящий в ее необъятный мир и человека и социум в целом.

Б) Наука. Советский строй с самого начала включал науку в качестве важнейшей производительной (материальной) и духовной силы. Основа советской системы организации науки была заложена в 1918г. Она продолжила старые принципы организации науки в России - науки как части державного государства, – в отличие от сложившейся в протестантской культуре науки, как части гражданского (либерально-демократического) общества. В выборе типа научной системы личное активное участие принимал В.И. Ленин, которому пришлось оказать жесткое противодействие "левакам" в их попытках реформировать "императорскую" Академию наук. Советское государство сделало Академию наук главным ядром новой социокультурной системы.Наука должна была стать локомотивом, способным двинуть страну п о пути социалистических преобразований.
Научная политика Советского государства уже в первые годы была конструктивной, созидательной. В самый трудный момент оно выделило крупные средства на науку. В 1918г. (в разгар гражданской войны!) было открыто 33 крупных научных института. Было организовано большое число серьезных экспедиций, самая значительная из них, в районе Курской магнитной аномалии. Именно в эти годы был разработан и знаменитый план ГОЭРЛО, положивший начало массовой электрификации страны. В 1919-1923г.г. Комиссия по улучшению быта деятелей науки организовала снабжение ученых продовольственными пайками и льготами. Это дало свои конкретные результаты. Во-первых, предотвратило возможный в условиях революции разрыв в непрерывности развития русской науки как интеллектуального ядра культуры. Во-вторых, если смотреть с позиции более длительной исторической дистанции, двинуло страну по пути технического и социального прогресса, какого не было раньше.

Итак, лучшие умы России в течение ста с лишнем лет с болью в сердце говорили о раздвоении и общества ("страна рабов, страна господ"), и его культуры (для одних каторжный труд, для других роскошная жизнь и праздная лень). Этот раскол привел, во-первых к появлению "двух национальных культур" в России, а во-вторых, к возникновению "культуры русского зарубежья".Последняя, будучи органическим ответвлением от русской культуры, создавалась на протяжении нескольких периодов истории различными группами и потоками эмигрантов за пределами России.

Эмиграция имеет многовековую историю. Еще в XVIв. князь Андрей Курбский вынужден был бежать за границу и оттуда полемизировать с Иваном Грозным. Вынужден был уехать с Родины и продолжать просветительскую деятельность за рубежом и русский первопечатник Иван Федоров. Многочисленна была русская эмиграция в XIX веке. За рубежом жили и творили А.И.Герцен, Л.И.Мечников, П.Л.Лавров и многие другие русские д еятели культуры, боровшиеся с царским самодержавием. Но и не только боровшиеся. Большую часть жизни прожил за границей великий русский пис атель И.С.Тургенев, очень многие выдающиеся русские художники творили за рубежом, оставаясь при этом патриотами и русскими деятелями культуры.

Эмигрантами были и многие русские революционеры. Идейные вожди русского революционного народничества, "отец русского марксизма" Г.В.Плеханов и все его товарищи по "Освобождению труда", вождь Великой Октябрьской социалистической революции В.И.Ленин и многие его соратники были эмигрантами. Их теории, бесцензурные статьи, книги, брошюры, сам план революционного преобразования России и построения в ней социализма - все это было явлениями культуры, но рождалось за границей. Это и была, в сущности, демократическая и социалистическая культура, противостоящая культуре буржуазной, т.е. господствующей.

Явлением иного рода явилась культура русского зарубежья, складывавшегося после Октябрьской социалистической революции 1917г. Связанная с массовой эмиграцией интеллигенции, она с самого начала проявила по следовательное противостояние "большевистским принципам новой, советской культуры".[55] Таким образом, раскол не только не был преодолен, но он еще более усилился, приобретя куда более острый характер и значительный масштаб. Говоря иными словами, Гражданская война развернулась не только на полях сражений, когда гремели пушки и пулеметы, но и на полях культуры, захватив в свою орбиту значительную часть интеллигенции. Для того, чтобы понять и в полной мере оценить этот феномен, надо обратиться к самой истории русской эмиграции ХХ столетия.

Эмиграция началась сразу же после Февральской революции 1917г. Пределы России тогда покинула группа фанатичных монархистов и несколько предусмотрительных капиталистов, "имевших благоразумие не поверить в прочность" бескровной революции с Керенским во главе государства.[56]

После Октябрьской революции, в ходе гражданской войны из России уехало свыше полутора миллионов человек, в том числе немало люд ей интеллектуального труда. Образуются крупные центры русской эмиграции в Европе и на Востоке. Это были Берлин, Прага, Белград, София, Париж, Харбин, Шанхай и др. Самым крупным центром русской эмиграции в Европе стала Франция, к 1930г. в ней было (по данным Нансеновской комиссии) около 400 тысяч русских.

В эмигрантский поток были втянуты разные люди. Прежде всего это представители прежней власти и прежних привилегированных сословий. Так, в 1918г. в Финляндии образовалась колония эмигрантов около 20 тысяч человек. Из них 2-2,5 тысячи офицеров. Главную роль здесь играли промышленники и финансисты, а также представители царской власти высшей бюрократии.[57] Эмигрировали остатки разбитых армий Деникина, Юденича, Колчака, различных атаманов. Так, весной 1920 г., после поражения армии Деникина произошла массовая эмиграция из Новороссийска, а затем врангелевская эвакуация из Крыма. Таков был трагический исход Гражданской войны.

Произошла и массовая эмиграци я интеллигенции, в причинах которой разобраться совсем не просто. Во всяком случае, ответить однозначно на вопрос о причинах эмиграции того или иного представителя интеллигенции трудно. Думается, правы те исследователи проблемы, которые считают, что здесь действовал целый комплекс как первостепенных, так и второстепенных, причин.

Октябрьская революция и первые годы строительства социализма сопровождались широким и бурным разрывом городского и сельского населения с церковью и религией. Для разбуженных революцией народных масс этот разрыв явился одним из ярких и страстных проявлений "отречения от старого мира". Он сопровождался исключительной тягой народных масс к знаниям о религии и науке. Можно сказать, что происходил всенародный мировоззренческий диалог, сторонами которого были наука и религия. Процесс разрыва с религией захватил даже часть духовенства, сбрасывавшего рясу как символ служения проклятому и позорному прошлому. В общественном сознании формиров ался антирелигиозный, научный вектор развития. Его движущей силой явилось не только оппозиция трудящихся белогвардейской и церковной контр революции (именно они выступили против Советской власти вместе с Антантой!), но и вера в светлое будущее (без всякой иронии!), подкрепляемая и поддерживаемая практикой революционных преобразований. Это была вера, способная двигать горы, каковыми бы ни были уровни духовного, культурного уровня людей, которыми она воспринималась и становилась действенной силой. Такая вера не исчерпывается понятием "энтузиазма" - одной из форм ее проявления. Ее глубинной сутью, независимо от степени осознания и формы проявления, является новый, рожденный революцией, идейно-ценностный, духовно-нравственный абсолют, по которому равнялись люди, - возвышавший, высвобождавший творческие силы, подвигавший на исторический взлет, культурный прогресс(А.И.Клибанов, Л.Н.Митрохин).

Это был исторически магистральный процесс социокультурного развития страны в советский период. Но была и другая его сторона: он сопровождался эксцессами по отношению к духовенству (имели место случаи разгром а и поджогов церквей), как правило, спонтанными, выражавшими веками накопленную в народе ненависть "к крепостникам в рясах", то есть происходило то, что Энгельс применительно к революции в Германии назвал "здоровым вандализмом крестьянской войны".

В первые годы Советской власти левацкие взгляды, нигилистическое отрицание культурного наследия получили распространение среди идеологов так называемого "Пролеткульта".Пролеткульт – это культурно-просветительная и литературно-художественная добровольная организация, возникшая еще до Октябрьской революции (сентябрь 1917 года). Она ставила своей задачей работу по распространению достижений культуры в массах. Однако ее ведущие теоретики и руководители - А.Богданов, В.Плетнев, Ф.Калинин выступили с отрицанием культурного наследия, утверждая, что новая, пролетарская культура может быть создана только самими представителями рабочего класса. Не случайно, например, поэт – пролеткультовец В.Кирилл ов (выше он уже упоминался) объявил, что все искусство, возникшее в условиях антагонистического общества, "ядовито". В программном стихотворении

"Мы" он писал:
Мы во власти мятежного
страстного хмеля.
Пусть кричат нам: "Вы
палачи красоты!"
Во имя нашего Завтра -
Сожжем Рафаэля,
Разрушим музеи,
Растопчем искусства
цветы.

Среди пролеткультовцев были и такие, которые предлагали покончить с Малым и Художественным театрами. Кое-кто из "леваков" стал покушаться не только на духовную, но и на материальную культуру, созданную в прежние эпохи: раздавались, к примеру, требования об уничтожении "буржуазных" железных дорог. (Не напоминает ли это наши дни, когда по-существу были уничтожены многие заводы, фабрики, НИИ, лаборатории, совхозы и колхозы?) Выразителей подобных требований тогда справедливо называли "троглодитами", а сейчас – либерал-демократами.

Отрицая худож ественную культуру прошлого, третируя классиков литературы и искусства как представителей дворянства и буржуазии, многие из пролеткультовцев под видом "пролетарской культуры" во всех областях художественного творчества насаждали крайний примитивизм или нечто бессодержательное и бесформенное.

За этими "частными" фактами на самом деле стоит феномен исторического масштаба: Советская власть, хотя и с трудностями, ошибками, просчетами, но решила поставленную перед собой задачу. Она обеспечила преемственность культурно-исторического процесса и позволила народу стать главным, без всякого изъятия и ущемления, субъектом этого процесса, не только производящего, но и потребляющего культуру.

Однако, как мы уже показывали выше, это был исключительно сложный и противоречивый процесс, отягощенный большим числом просчетов и ошибок. В чем природа этих ошибок? В своеобразии и отличительных особенностях культурно-исторического процесса советского пер иода.[123] Во-первых, он протекал в стране, где на начальном этапе масса населения была почти сплошь неграмотной, бедной, отсталой. Совет ской власти пришлось, по выражению В.И. Ленина, решать и "мимоходом", попутно задачи буржуазно-демократической революции. (Вспомним мысль французского посла М. Палеолога). Надо было прежде "очистить" социальные отношения (порядки, учреждения, стиль деятельности) от средневековья, от феодализма, крепостничества, сословности, бесправия женщины, угнетения и неравноправия нерусских национальностей. Все это страшно затрудняло культурные преобразования.

Во-вторых, эти преобразования приходилось осуществлять в стране, где многие народы находились на докапиталистической стадии развития, у которых сохранялись кочевой образ жизни, родоплеменные отношения. (Вспомним, как уже в 90-е годы ХХ столетия кое-где возобновилась работорговля, кровная месть, многоженство и другие атрибуты полудикости и самой настоящей дикости). Это означает, в частности, что уровень, с которого страна начинала процесс социокультурных преобразований, масштабы проблем, которые предст ояло решить и те реальные возможности, которые были у молодой страны и – находились в громадной несбалансированности. Огромная диспропорция между первым и вторым потребовала предельной консолидации материальных, моральных и духовных сил. И фактически это напряжение сохранялось на протяжении почти 70-летней истории Советского государства.

В-третьих, в революцию, а затем и в социалистическое строительство были втянуты различные слои общества, в том числе обремененные революционной нетерпеливостью, разные люди, чье мировоззренческое кредо было явно неоднородным. В условиях революционной ломки прежнего государства, строительства общества на принципиально иных социальных основаниях резко обнаруживается разнообразие и противоречивость духовных и нравственных установок тех или иных конкретных групп населения и отдельных фигур политического процесса. Фигурально выражаясь, одни шли в революцию и социализм, чтобы дать счастье народу, а другие, - чтобы реализовать собств енные амбиции. Так было всегда, так продолжает оставаться и сегодня. (Одни пошли на "перестройку", чтобы действительно избавить социализм от искажений и деформаций, а другие, - чтобы "хапнуть" собственность и власть).

В-четвертых, СССР многие годы и даже десятилетия находился в состоянии "осажденной крепости", которой постоянно угрожает нападение извне. Интервенция в 1918-1920г.г., фашистское нашествие 1941-1945г.г., "холодная" война 1946-1985г.г., экономическая блокада, гонка вооружений (США неоднократно планировали сбросить атомные бомбы на СССР) изматывали нашу страну, вынуждали значительную часть валового национального продукта тратить не на культуру, а на оборону. Тут вольно или невольно вспомнишь работу Н.Я.Данилевского "Россия и Европа", в которой наш соотечественник еще в 1869г. предупреждал, что "Европа враждебна России"… Эта враждебность особенно проявилась к Советской России. Впрочем, думается , и сегодня ученым и политикам, как и прежде, не следует забывать об этом предупреждении.

Сказанное приводит, на наш взгляд, к очевидному выводу: объективные (исторические, экономические, социальные, военные, внутренние и внешние) условия создавали предпосылки для жесткой централизации власти, мобилизационных способов решения хозяйственных и иных проблем, суровых административных мер контроля. Этому, безусловно, способствовали и привычка русских и других народов страны жить под "жесткой рукой", а также огромный энтузиазм народа, готового идти на жертвы во имя нового, справедливого общества. И если Ленин понимал, что чрезвычайные меры – это временное явление ("социализм" - это живое творчество масс", это "полная передача управления страной и контроля за хозяйством рабочим и крестьянам") и постоянно искал пути и средства для развития демократии, то Сталин и его сторонники чрезвычайные меры сделали нормой общественной жизни.
< br> Таковы были реальные и весьма сложные противоречия культурно-исторического процесса в годы Советской власти: с одной стороны, несо мненный подъем культуры и ее поступательное развитие, а с другой, - администрирование, волюнтаризм и даже репрессии в отношении деятелей культуры. На эту тему написано огромное множество книг, брошюр, статей, особенно о культе личности Сталина и его последствиях. Книги эти разные и по разному освящают данный исторический феномен: одни используют его для того, чтобы " пригвоздить" Советскую власть к позорному столбу истории, другие - выясняют, восстанавливают правду истории. На наш взгляд, наиболее точную и глубокую научную характеристику этому явлению дал в последнее время доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии МИЭМ В.В. Трушков в своей монографии "Общество и отечественная политическая культура. ХХ век" (М., издательство "Былина", 2001 год). В главе "Культ личности как явление политической культуры" ученый вскрывает и корни, и дает объемную оценку отрицательных последствий этого сложного явления:

"мифологизация общественного сознания";
"деформация системы социально-культурных институтов";
"ущемление сферы права";
"деформация репрессивных механизмов";
догматизация социального знания";
"гипертрофированное отражение роли субъекта культа личности в жизни общества, в жизни его рядовых членов"[125].

Результатом и жесткой централизации власти и культа личности Сталина стали грубые искажения в области культурного строительства, потери в науке, литературе, искусстве и, конечно, репрессии в отношении самих деятелей культуры. Политические, правовые, нравственные оценки этих проявлений были даны как в советское время (1956 г. ХХ съезд КПСС), так и в наши дни. К ним трудно что-либо добавить, но, уверен, с течением времени, когда улягутся страсти, с вершины исторической дистанции по этому вопросу будет сказано еще немало нового, полезного.

Консультировал: Асмик Гаряка (Советник)
Дата отправки: 12.01.2011, 21:31
Рейтинг ответа:

НЕ одобряю 0 одобряю!


Консультирует Гуревич Александр Львович (Профессионал):

Здравствуйте, Антон Соложенцев!


21. Культура Киевского государства
http://www.gumfak.ru/kult_html/uchebnik/uch14.shtml
http://revolution.allbest.ru/culture/00003469_0.html
http://ufalaw.narod.ru/2/kult/kultur/p2_3g1.htm

22. Культура Московского государства
http://otherreferats.allbest.ru/culture/00021655_0.html
http://www.roman.by/r-12601.html
http://www.ucheba.ru/referat/48363.zip

23. Секуляризация русской культуры в XVII веке
http://ya-simkina.narod.ru/R14-6.htm
http://www.libsib.ru/sotsiologiya-religii/religiya-i-obschestvo/sekulyarizatsiya-kak-istoricheskiy-fenomen
http://odnoklassniki.ws/referaty/kultura-i-iskusstvo/9353-O_koncepciyah_stilya_russkogo_iskusstva_XVII_veka_v_otechestvennom_iskusstvoznanii.html

24. Европеизация русской культуры в XVIII веке
http://revolution.allbest.ru/culture/00187365_0.html
http://www.analiculturolog.ru/ru/home/item/548-article_30.html
http://ya-simkina.narod.ru/R15 -1.htm


25. Русская культура XIX века
http://revolution.allbest.ru/culture/00044154_0.html
http://ricolor.org/history/cu/his_cult/19_v/
http://www.bestreferat.ru/referat-43889.html

26. Общие особенности советской культуры.
http://www.ido.rudn.ru/ffec/cult/cu3-7.html
http://otherreferats.allbest.ru/culture/00066091_0.html
http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/22458/22541/

Консультировал: Гуревич Александр Львович (Профессионал)
Дата отправки: 13.01.2011, 18:52
Рейтинг ответа:

НЕ одобряю +1 одобряю!

Консультация # 182920:

Здравствуйте! У меня возникли сложности с таким вопросом:
сравните культуру потребления пенсионера и предпринимателя,Спасибо smile

Дата отправки: 23.04.2011, 19:42
Вопрос задал: КирилЛ
Всего ответов: 1
Страница онлайн-консультации »


Консультирует Гуревич Александр Львович (Профессионал):

Здравствуйте, КирилЛ!

Посмотрите, пожалуйста, здесь:

URL >>
URL >>
URL >>
URL >>

Консультировал: Гуревич Александр Львович (Профессионал)
Дата отправки: 25.04.2011, 16:08
Рейтинг ответа:

НЕ одобряю 0 одобряю!

Консультация # 181825:

Здравствуйте, уважаемые эксперты! Прошу вас ответить на следующий вопрос:


1. Понятие культура в современной культурологии
2. Современные культурологические концепции
3. Восток в истории мировой культуры
4. Культура древнего Египта или культура Месопотамии
5. Индо-Буддийская культурная традиция
6. Китайско-конфуцианский культурный ареал
7. Арабо-исламская культура
8. Культура китайского Даосизма
9. Культура Японии
10. Культура античной Греции
11. Культура античного Рима
12. Культура европейского средневековья.
13. Культура эпохи Возрождения. |
14. Культура Нового времени
15. Культура европейского Просвещения
16. Европейская культура XIX века
17.Культура индустриального общества
18. Культура постиндустриального общества
19. Общие особенности русской культуры.
20. Культура восточных славян
21. Культура Киевского государства
22. Культура Московского государства
23. Секуляризация русской культуры в XYII веке
24. Европеизация русской культуры в XVIII веке
25. Русская культура XIX века
26. Общие особенности советской культуры.


Помогите пожалуйста найти ответы на эти вопросы, буду очень вам благодарен.

Дата отправки: 11.01.2011, 13:03
Вопрос задал: Антон Соложенцев
Всего ответов: 2
Страница онлайн-консультации »


Консультирует Асмик Гаряка (Советник):

Здравствуйте, Антон Соложенцев!

5. Культурология в XX веке: основные течения и концепции.
Завершение XIX и весь XX век характеризуются появлением значительного числа концепций культуры. Понятие "культура" становится наиболее распространенным в гуманитарных и технических науках. Теория культуры за этот период настолько обогатилась, приобрела самостоятельность и социальный авторитет, что стала одной из ведущих гуманитарных наук и учебной дисциплиной. Вместе с тем, концепции культуры ХIХ-ХХ веков трудно классифицировать из-за их многообразия, а иногда и сложного содержания. Более всего было разработано интегративных концепций.
1. Концепции культуры второй половины XIX, начала и середины XX веков
1.1 Культурологические направления
Во второй половине XIX и начале XX веков развитие культуры в европейском регионе характеризовалось острым кризисом. Научно-технический прогресс порождал крупные негативные последствия. Политическое, социальное и духо вное развитие существенно замедлилось. Исследователи культуры не могли "пройти мимо" подобных деструктивных явлений. Одни из них акцентировали внимание на кризисных состояниях культуры, другие были склонны сохранять оптимистическую ориентацию. Возникла своеобразная поляризация в выборе методологии и направленности изучения культуры.
Оптимистическое, или сциентистское, направление разработки концепций культуры составили работы, в которых научно-технический прогресс оценивался положительно и рассматривался главным фактором культурологического развития. Доминантная позитивная позиция отстаивалась и в отношении развития экономики, политики, права, свободы человека, духовное жизни. Сциентистский подход к объяснению культуры был характерен для Р. Арона, Д. Белла, П. Сорокина, А. Тоффлера, А. Тойнби, К. Фрименсо, М. Вебера и других исследователей.
Пессимистическое, или антисциентистское, направление составляло оппозицию научно-техническому развитию и преимущественно негативно отражало состояние европейской культуры. В работах О. Шпенглера, К. Ясперса, представителей Римского клуба и других высказывалась негативная оценка технического развития. Наука и технизация объявлялись главными "виновниками" кризиса европейской культуры.
Отнесение того или иного исследователя культуры к сциентистам или антисциентистам является во многом достаточно общим. Большей определенности в их культурологической ориентации можно достичь, если обратить внимание на конкретно-научный характер концепций.
1.2 Культурологические концепции
По данному основанию культурологические концепции можно дифференцировать по принадлежностям к наукам:
- философские концепции культуры: А. Шопенгауэр, Ж.-П. Сартр, Э. Гуссерль, А. Швейцер, О. Шпенглер и др.
- исторические концепции культуры: А. Тойнби, К. Ясперс, Э. Тайлор, К. Ламберг-Карловски, Дж. Саблов и др.
- социологические концепции культуры: М. Вебер, А. Вебер, А. Камю, П. Сорокин и др.
- пси хоаналитические концепции культуры: К. Юнг, З. Фрейд, Э. Фромм и др.
- цивилизационные (собственно культурологические) концепции культуры: Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Т. Элиот, В. Шубарт и др.
Существуют культурологические концепции других научных ориентаций. Рассмотрим некоторые концепции культуры.
1.2.1 Морфологическая концепция локальных культур О. Шпенглера
В начале ХХ века известность и признание получила морфологическая концепция локальных культур немецкого философа Освальда Шпенглера (1880-1936). Он был сторонником "философии жизни" в философии и "морфологии культуры" в культурологии. Свою концепцию культуры Шпенглер изложил в книге "Закат Европы", а также в работах "Внутренняя форма слова", "Человек и техника" и других. Концепция культуры Шпенглера оказалась созвучной доминирующим настроениям в европейском обществе, связанным с глубоким кризисом и поиском выхода из него. Устойчивое социальное чувство завершения "великой эпохи" Нового времени ХVII-ХVIII веков и начала XIX в. нашло всестороннюю поддержку и объяснение в морфологи и локальных культур. Шпенглер удачно использовал художественную образность, связь с разговорным языком, краткие и понятные суждения, метафоричность и другие приемы для того, чтобы его концепция оказалась доступной широким массам граждан. При этом он во многом отходил от строгого научного анализа, что обусловило ряд противоречий и несогласований. Исходные понятия определял упрощенно.
Культуру он понимал как организм, обладающий сквозным историческим единством, но обособленный от других подобных организмов. Это отличающее эпоху и создающее ее как целостность внутреннее единство форм мышления и творчества, единая стилистика, запечатленная в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни.
Жизнь людей лишь частично может быть выражена в культуре. Это символы культуры - верования, образы мышления, сооружения, социальные учреждения, литература и искусство.
Шпенглер считал, что носителями действительной истории общества являются всего восемь культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская (аполлоновская), византийско-арабская (магическая), западно-европейская (фаустовская) и культура народа майя. Ожидается рождение русско-сибирской культуры2. Культуры неповторимы и замкнуты, хотя взаимодействуют между собой. Каждая культура существует примерно тысячу-полторы тысячи лет. Она проходит в своем развитии четыре цикла.
Первый цикл - "весна" - отражает становление культуры; второй -"лето", или юность, - характеризует расцвет, упрочение; третий -"осень" - знаменует зрелость культуры и, одновременно, ее надлом. Четвертый цикл - "зима" - означает гибель культуры. Она, по Шпенглеру, умирает и перерождается в цивилизацию. Такова судьба всякой культуры. Если культура есть творчество и живой организм, то цивилизация - оскудение и бездушный интеллект. "Зима" культуры есть смена героических деяний механической работой.
Шпенглер понимает цивилизацию негативно. Западный мир, по его мнению, уже перешел к цивилизации в XIX веке. Начинается "закат Европы". Он характеризуется культом денег, подчинением человека машине, бюрократическим государством, возвеличиванием техницизма, свертыванием литературно-художественной деятельности, разложением морали. Философия оторвалась от жизни. Главное: человек потерял свободу, он простая "песчинка" в мегаполисах и элемент бездушной толпы.
Цивилизацию, по Шпенглеру, надо заменить "действительной жизнью", которой присуща близость к природе, полнота переживаний и Прорыв в будущее. Философия жизни должна состоять в ограничении Научно-технического прогресса и мегаполисов, в развитии народной культуры, художественного восприятия, в удовлетворении непосредственных интересов людей, в богатстве экономической, политической, нравственной, духовной деятельности общества.
Морфологическая концепция локальных культур Шпенглера явилась примером отхода от сущ ествовавшего традиционного линейно-стадиального рассмотрения единой истории человечества. Его идеи и подходы во многом были созвучны концепции "локальных культур" второй половины XIX века, создателем которой был Н.Я. Данилевский. Однако ссылок на известного отечественного мыслителя и его книгу "Россия и Европа", в которой Н. Данилевский изложил свою концепцию, мы не находим.
1.2.2 Социологическая концепция культуры Макса и Альфреда Вебера
В первой половине XX века известность получила также социологическая концепция культуры Макса Вебера и Альфреда Вебера. М. Вебер (1864-1920) совместно с Дильтеем и Риккертом разработали социологическую концепцию ценностей и ценностных суждений. Ее суть состояла в том, что формирование ценностных идей субъектами как носителями культуры выступает необходимым процессом. Каждая ценность - не результат произвольного субъективного решения ученого, а требование духа времени, самой культуры. Новые ценностные идеи возникают в результате изменений в жизни и в содержании культуры, сравниваются с уже существовавшими как некоторым идеальным типом. Человек свободе н от ценностных суждений в том смысле, что они имеют необходимо-закономерную природу. Социология как наука изучает культуру и ее ценностную характеристику.
Идеальный тип культуры, по М. Веберу, означает некоторую совокупность прежде всего разовых ее характеристик. Если культура - это "конечный фрагмент лишенной смысла мировой бесконечности, который, с точки зрения человека, обладает смыслом и значением", то идеальный тип - это "мысленный образ, не являющийся ни исторической, ни, тем более, "подлинной реальностью". В нем объединяются не только родовые, типичные признаки культур, но и их ценностно-объективное содержание.
Социологическое понимание культуры развил А. Вебер (1868-1958). В работах "Идеи по поводу социологии государства и культуры" (1927), "История культуры как социология культуры" (1935), "Принципы социологии истории и культуры" (1951) и других он обосновал структуралистско-социологический подход к культу ре. Культура общества, по его мнению, формируется в трех процессах исторического развития: социальном, цивилизационном и собственно культурологическом. Социальный процесс составляет развитие хозяйства, социальных отношений, политики и государства. Цивилизационное развитие образует наука и техника. Движение культуры происходит через развитие религии, философии и искусства. Основой всякой крупной культуры выступает тип социальной организации.
Динамика социального и цивилизационного процессов служит "основой формирования и дальнейшего движения некоего третьего - культуры, выражение и характер которой полностью заключены в отдельных исторических образованиях и зависят от их судьбы, опираются на стремление в этих образованиях выразить духовное; и, следовательно, материально-общественный и духовно-цивилизационный "синтез жизни", который в них присутствует, составляет только субстанцию, материал...". Поскольку культурный процесс в основе и содержании духовный , он носит иррациональный характер. Его творцом выступает элита. "Игра" духовных сил направляет и первые два социологических процесса. Духовное А. Вебер отождествляет с субъективностью деятелей исторического процесса и божественной волей. Культурологические идеи М. Вебера и А. Вебера оказали существенное влияние на усиление рациональности в науке, на совершенствование ее "языка" - категориального аппарата.
В первой половине XX века формируются также собственно культурологические концепции. Их авторы не исходили из философии или социологии, истории или психологии. Они специально анализировали культуру как систему, вырабатывали свою методологию исследования. К таким концепциям можно отнести игровую модель культуры Й. Хейзинги и концепцию В. Шубарта.
1.2.3 Игровая модель культуры Й. Хейзинги
Нидерландский культуролог и историк Й. Хейзинга (1872-1945) представлял культуру посредством игры. В работах "Осень Средневековья" (1919), "Челов ек играющий" (1938), "В тени завтрашнего дня" (1935) и других он обосновывал культуру как естественную игровую динамику жизни, соотнесенную с серьезным. Культура, считал он, есть равновесие материальных и духовных ценностей, вектор их развития и господство человека над внешней и своей внутренней природой. Игра в культуре - это ритм и гармония, радость и изящество, историческая альтернатива
серьезному.
Игра среди людей совершается посредством особого напряжения физических сил, сопровождается радостью, шуткой, забавой. Но игра старше культуры и больше по объему. Если культура - признак общества, то игра имеет место и среди животных. Игра, считает Хейзинга, пронизывает всю культуру. Она представляет форму деятельности, имеет смысл и назначение, выражается в языке, мышлении, видах конкретной деятельности. Игру нельзя прямо связать ни с истиной, ни с добром в культуре. Игра противостоит серьезному и делает культуру особой характеристикой жизни людей.
Хейзи нга анализирует значение игры как явления культуры, соотношение игры и языка, игру как функцию культуры. Подробно рассматривает проявления игры в поэзии, мышлении, искусстве, а особенно - в правосудии.
Он считал, например, что судебный процесс - это словесная игра-поединок его участников и состязание. Суд божий - подлинный, а суд земной - игра. Анализируются такие процедуры судебной деятельности, как священные весы Фемиды, судебный жребий, спор об заклад и одеяние судей, процедура суда, другие формы проявления игрового.
В философии Хейзинга выделяет в качестве игровых проявлений софистику и чудодейство, философские загадки, философский диалог, риторику, диспуты, научные трактаты. Война и военное дело, считает он, также содержат игровые элементы.
Мыслитель полагал, что культура формируется преимущественно через игру и в игре. С XVIII века, по его мнению, наблюдается убывание игры. Возникло заблуждение, согласно которому культуру определяют труд и материальные силы. Игра все более подменяется пуелиризмом - ребячеством, пустой наивностью. Новая культура, по Хейзинге, должна состоять в возрождении первозда нной игры, ее этических и религиозное духовных основ.
1.2.4 Концепция В. Шубарта
Вальтер Шубарт (1897-1942) - немецкий культуролог и историк. В работах "Европа и душа востока" (1938), "Достоевский и Ницше" (1939). "Духовный поворот от механики к метафизике" (1940), "Религия и эрос" (1941) представил концепцию культурно-исторической динамики. История, считал он, представляет собой процесс смены эонических прототипов культуры. Понимая под эоном век или достаточно продолжительную стадию исторического процесса, Шубарт обосновал четыре соответствующие историческим типам прототипа культуры: гармонический, героический, аскетический и мессианский.
Важно отметить достаточно строгую научную методологию и высокую логическую культуру самого автора. Его рассуждения строго выверены и по фактическим основаниям, и по употребляемой научной терминологии.
Культурные прототипы обоснованы и связаны с конкретно-исторической практикой.
Шубарт отмечает, что в европейской культуре первой половины XX в. возникают симптомы "усталости, пресыщенности, духовных падений. Европейский континент охватывает нарастающее беспокойство, которое неизменно сопутствует чувству гордости за свою культуру и осознанию прогресса, что приводит в конечном счете к отрицательной оценке любой культуры, в том числе и существующей". Он обращается к анализу исторической динамики культуры, чтобы найти причины возникших негативных тенденций и предложить меры по их преодолению.
Основой анализа избирается тип личности, соответствующий конкретной эпохе и культурному прототипу. Исторически первому - гармоническому - прототипу культуры соответствовал тип гармонической, но пассивной личности. Вселенная созерцается, но не изменяется. Это культура Древней Индии VIII в. до н.э., Древнего Китая V в. до н.э., раннего христианства. Воплощением гармонического типа личности является, по мнению Шубарта, Конфуций.
Героический прототип культуры ас социируется у Шубарта с античной и европейской романо-германской культурой после XVII века. Носитель прототипа - прометеевский тип личности. Вселенная - хаос. Человек должен упорядочить хаос своей деятельностью. Типическое воплощение прометеевской личности - Наполеон. Аскетический прототип культуры характерен, по мнению Шубарта, для Востока. Его носитель - аскетическая пассивная личность, воплощением которой выступает отшельничество. Вселенная в культурном отражении данного прототипа - иллюзия, заблуждение. Человек должен уйти от этой иллюзии и стремиться к богу.
Высоко оценивает Шубарт мессианский прототип культуры. Он характерен, по его мнению, для первохристианской и славянской культур. Вселенная неупорядочена. Надо создать высший божественный порядок. Носителем мессианского прототипа культуры является иоанническая личность. Она активна. Наиболее последовательно иоаннический тип оказался воплощен в личности российского императора Александра I.
Россию Шубарт называет душой востока. Российская культура содержит много положительного для других народов. Она динамично развивается на протяжении многих веков и не имеет тех негативных характеристик, которые присущи европейской культуре героического прототипа. Ошибки и неудачи культурного развития России или привносились извне, или имели внутренний временный характер. Шубарт замечает, что "русская идея в XX веке попала между жерновов всех противоборствующих друг с другом систем, ни одна из которых не была заинтересована в воссоздании православной России...". Он ратует за западно-восточное примирение.
Важно подчеркнуть, что культурологическая концепция В. Шубарта практически не была известна в России. Публикация книги "Европа и душа востока" в 1997 году издательством "Русская идея" - первое русское издание, хотя она была широко известна в русской эмиграции и западной культурологической мысли. В 2000 г. вышло второе издание книги.
В конце XIX - первой половине XX веков были разработаны и другие концепции культуры. Их авторами были Н.Я. Данилевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, Э. Гуссерль, Э. Тайлор, К. Маркс и Ф. Энгельс, 3. Фрейд, К. Юнг, X. Ортега-и-Гассет, А. Швей-Цер, В. Дильтей, Р. Кронер, Э. Трельи и др. Часть из них наряду с новыми исследователями продолжали изучать культуру и во второй половине XX века.
2. Культурологические концепции 60-90-х годов XX в.
Среди наиболее распространенных современных концепций культуры можно отметить: религиозно-философские; исторические; диалектико-материалистическую (марксистскую) теорию культуры; техногенные или технократические; биосферные; оккультные концепции культуры.
Сохраняется условная дифференциация культур на сциентистские и антисциентистские.
2.1 Концепция культуры А. Тойнби.
А. Тойнби (1889-1975) свое понимание культуры изложил в труде "Исследование истории" (1934-1961). В русском переводе и издании он назван "Постижение истории". Автор более склонен к термину "цивилизация культуры", хотя проводимый им анализ имеет культурологическое содержание.
Нач ало, содержание и завершение истории человечества он объясняет библейски. Но с момента грехопадения человек отчуждается от Бога и создает свою историю и культуру. Следуя идеям Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера, он представляет исторический процесс сменой локальных цивилизаций.
Единой мировой истории и планетарной цивилизации не существует. Цивилизация (или культура) - это устойчивая общность людей, объединенная духовными традициями и географическими рамками. Каждая цивилизация имеет свои законы, механизм функционирования и существует примерно шесть тысяч лет. Основными показателями возникновения и существования цивилизаций он считает:
а) наличие вселенской церкви;
б) степень удаленности цивилизации от первоначального центра возникновения религии.
Тойнби насчитывает по данным критериям 21 цивилизацию. Сегодня существует только пять: западно-христианская, православно-христианская, исламская, индуистская и дальневосточная. Сохранились также две реликтовые (из прошлог о) цивилизации: монофизитские христиане и ламаистское общество.
Основное внимание Тойнби сосредоточил на механизме возникновения и функционирования цивилизаций, обеспечения их локальности, отграниченности друг от друга. Он считал, что цивилизация вырастает из примитивного общества через разделение труда и мимесис - процесс приобщения членов примитивного общества к существующим ценностям на основе подражания. В примитивных обществах мимесис ориентирован на старшее поколение, на обычаи и традиции. Такие общества, полагает Тойнби, обращены в прошлое. Данное положение является спорным, оно противоречит преемственности развития каждого общества, закономерной позитивной связи поколений и стадий культуры.
Подлинный механизм возникновения и развития цивилизации состоит, по Тойнби, во взаимодействии природных, а также социальных вызовов и ответов на них правящей верхушки (элиты) общества. При этом все общество он делит на две части: правящее творческое меньшинство и нетворческо е большинство. Большинство подражает элите на основе свободного мимесиса, и цивилизация развивается. Вызовы природы человеку, как правило, негативные. Например, неблагоприятные изменения дельт Нила, Тигра, Евфрата, Инда и других рек вынуждали людей покидать места обитания или совершенствовать образ жизни, то есть создавать цивилизацию.
Вызовы, на которые приходится отвечать возникшей цивилизации, бывают внешние и внутренние. По мере развития больше становится внутренних вызовов. Нетворческое большинство подражает элите до тех пор, пока внутренние вызовы экономики, политики, уровня жизни сопровождаются творческими ответами элиты. Со временем творческая элита с необходимостью слабеет, иссякает ее творческий дух и деловая активность. Она не в полной мере отвечает продолжающимся вызовам и теряет авторитет. Ее потенциал и действия уже не влекут позитивного мимесиса. Назревает конфликт между правящим меньшинством и средой вызовов, а также между ним и нетворческим большинством. Происходит надлом цивилизации.
Нетворческое большинство перерождается во внутренний пролетариат - в недовольную элитой массу граждан стр аны. Элита эволюционирует в сторону насилия, оказываясь неспособной отвечать на вызовы, но стремясь удержаться у власти. Мимесис меняет вектор. Внутренний пролетариат формирует вселенскую церковь и ориентируется на нее. Элита формирует универсальное государство, а внешний пролетариат (страны-соседи) - военные отряды для захвата ослабевшей цивилизации.
Тойнби считает, что от победы одной из этих сил зависит будущее цивилизации. Она может погибнуть в результате применения внешней силы, обновиться через преобразование элиты или возникнуть как новая цивилизация с возникшим центром вселенской церкви.
Все цивилизации он делит на три группы. Первичные цивилизации возникают из примитивных обществ на основе природных вызовов; вторичные формируются из первичных цивилизаций в результате ответов на природные и исторические вызовы. Третичные вырастают при помощи церкви из вторичных цивилизаций.
Тойнби отмечал непродолжительность периода жизни людей на стадии цивилизаций. Если во зраст человечества, как он считал, составляет Примерно 300 тыс. лет, то период цивилизованного общества составляет около 2% от этого срока, то есть менее 6 тыс. лет. Цивилизации возникают, развиваются и гибнут по общим причинам и законам. Поэтому их понимание, по Тойнби, выступает основой анализа не только уникальности каждой отдельной цивилизации, но и повторяемости истории, ее общей схемы развития.
Заключение
В 60-90-х гг. XX века широкую известность получили также концепции культуры, авторами которых являются Р. Арон, У. Ростоу, О. Тоффлер, П. Сорокин, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А. Печчеи, Г. Маркузе, А. Швейцер, А. Кребер, К. Ясперс, Т. Элиот, К. Леви-Стросс, К. Поппер, Б. Рассел, Ф. Ницше, 3. Бжезинский, Ж-П. Сартр, Р. Тагор, Э. Фромм, М.М. Бахтин, Л.Н. Гумилев, Д. Судзуки, К. и Св. Рерихи. Современная теория культуры развивается по многим направлениям и представляет собой совокупность разноплановых концепций различной степени истинности и практической зн ачимости. На основе их обобщения и анализа уточняется объект и предмет культурологии, ее проблематика, методология, основные задачи и функции.
Список использованной литературы
1) Введение в культорологию: Учеб. пособие для вузов / Руководитель автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. - М.: ВЛАДОС, 1996
2) Гвардини Р. Конец нового времени // Вопр. филос. 1990 № 4
3) Дмитриева Н.А Краткая история искусства. М., 1990
4) История мировой культуры / Под ред. Г.В. Драча - Ростов н/Дону: изд-во "Феникс", 2000
5) Каверин Б.И. Культорология: Учебное пособие / Под ред. к.ф.н. проф. В.В. Дибижева. - М.: Юриспруденция, 2001
6) Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992

Консультировал: Асмик Гаряка (Советник)
Дата отправки: 11.01.2011, 22:35
Рейтинг ответа:

НЕ одобряю 0 одобряю!


Консультирует Гуревич Александр Львович (Профессионал):

Здравствуйте, Антон Соложенцев!

Вот найденные мною ссылки на первые пять пунктов:

1. Понятие культура в современной культурологии
http://revolution.allbest.ru/culture/00029602_0.html
http://www.gumfak.ru/kult_html/lecture/lect09.shtml

2. Современные культурологические концепции
Вам хорошо ответила Асмик Гаряка

3. Восток в истории мировой культуры
http://www.arts.adygnet.ru/bibl/drah%20g.v/3/untitled-48.htm
http://www.narodko.ru/article/teatpko/arab/mecto_arabckogo_voctoka_v_ictorii_kultura_4elove4e.htm
http://www.bibliotekar.ru/culturologia/11.htm

4. Культура древнего Египта или культура Месопотамии
http://revolution.allbest.ru/culture/00152465_0.html
http://egipet-07.narod.ru/kultura2.html
http://www.lostcivilization.info/mesopotamija/mes/20-kultura-drevnej-mesopotamii.html

5. Индо-Буддийская культурная традиция
http://referat.yabotanik.ru/kulturologiya/indobuddijskaya-kulturnaya-tradiciya/6423/63 18/page1.html
http://otherreferats.allbest.ru/culture/00025557_0.html
http://ctl.tpu.ru/files/ibk.htm

Консультировал: Гуревич Александр Львович (Профессионал)
Дата отправки: 13.01.2011, 17:44
Рейтинг ответа:

НЕ одобряю 0 одобряю!


Оценить выпуск | Задать вопрос экспертам

главная страница  |  стать участником  |  получить консультацию
техническая поддержка  |  восстановить логин/пароль

Дорогой читатель!
Команда портала RFPRO.RU благодарит Вас за то, что Вы пользуетесь нашими услугами. Вы только что прочли очередной выпуск рассылки. Мы старались. Пожалуйста, оцените его. Если совет помог Вам, если Вам понравился ответ, Вы можете поблагодарить автора - для этого в каждом ответе есть специальные ссылки. Вы можете оставить отзыв о работе портале. Нам очень важно знать Ваше мнение. Вы можете поближе познакомиться с жизнью портала, посетив наш форум, почитав журнал, который издают наши эксперты. Если у Вас есть желание помочь людям, поделиться своими знаниями, Вы можете зарегистрироваться экспертом. Заходите - у нас интересно!
МЫ РАБОТАЕМ ДЛЯ ВАС!



В избранное