Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

RFpro.ru: Консультации по культурологии


Хостинг портала RFpro.ru:
Московский хостер
Профессиональный ХОСТИНГ на базе Linux x64 и Windows x64

РАССЫЛКИ ПОРТАЛА RFPRO.RU

Лучшие эксперты данной рассылки

Гаряка Асмик
Статус: Профессор
Рейтинг: 6756
∙ повысить рейтинг »
Гуревич Александр Львович
Статус: Профессионал
Рейтинг: 4812
∙ повысить рейтинг »
Anarki4
Статус: 6-й класс
Рейтинг: 390
∙ повысить рейтинг »

/ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ / Гуманитарные науки / Культурология и теория культуры

Номер выпуска:9
Дата выхода:17.01.2011, 16:00
Администратор рассылки:Гуревич Александр Львович (Профессионал)
Подписчиков / экспертов:17 / 9
Вопросов / ответов:4 / 5

Вопрос № 181848: Здравствуйте, уважаемые эксперты! Прошу вас ответить на следующий вопрос: 6. Китайско-конфуцианский культурный ареал 7. Арабо-исламская культура 8. Культура китайского Даосизма 9. Культура Японии 10. Культура античной Греции Помогит...


Вопрос № 181849: Уважаемые эксперты! Пожалуйста, ответьте на вопрос: 11. Культура античного Рима 12. Культура европейского средневековья. 13. Культура эпохи Возрождения. | 14. Культура Нового времени 15. Культура европейского Просвещения Помогите по...
Вопрос № 181850: Здравствуйте! Прошу помощи в следующем вопросе: 16. Европейская культура XIX века 17.Культура индустриального общества 18. Культура постиндустриального общества 19. Общие особенности русской культуры. 20. Культура восточных славян П...
Вопрос № 181851: Здравствуйте, уважаемые эксперты! Прошу вас ответить на следующий вопрос: 21. Культура Киевского государства 22. Культура Московского государства 23. Секуляризация русской культуры в XYII веке 24. Европеизация русской культуры в XVIII век...

Вопрос № 181848:

Здравствуйте, уважаемые эксперты! Прошу вас ответить на следующий вопрос:
6. Китайско-конфуцианский культурный ареал
7. Арабо-исламская культура
8. Культура китайского Даосизма
9. Культура Японии
10. Культура античной Греции
Помогите пожалуйста ответить на вопросы.

Отправлен: 12.01.2011, 15:18
Вопрос задал: Антон Соложенцев (Посетитель)
Всего ответов: 1
Страница вопроса »


Отвечает Гуревич Александр Львович (Профессионал) :
Здравствуйте, Антон Соложенцев!

6. Китайско-конфуцианский культурный ареал
Соответствующий раздел в книге Вольфович Т.В. История мировой культуры (http://rfpro.ru/upload/4395)
http://www.studfiles.ru/dir/cat10/subj171/file4376.html
http://www.kontrolnaja.ru/dir/filosofiya/170594

7. Арабо-исламская культура
http://revolution.allbest.ru/culture/00187369_0.html
http://www.technoclub.info/05-13-37.html

8. Культура китайского Даосизма
Соответствующий раздел в книге Вольфович Т.В. История мировой культуры (http://rfpro.ru/upload/4395)
http://drewniy-daos.bestpersons.ru/feed/post33453249/
http://revolution.allbest.ru/religion/00005179_0.html

9. Культура Японии
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B8
http://revolution.allbest.ru/culture/00007937_0.html

10. Культура античной Греции
Соответствующий раздел в книге Вольфович Т.В. История миров ой культуры (http://rfpro.ru/upload/4395)
http://www.gumfak.ru/kult_html/uchebnik/uch07.shtml
http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/22458/22504/
-----
Тот, кто правильно спрашивает, достигает гораздо большего, чем тот, кто правильно отвечает.

Ответ отправил: Гуревич Александр Львович (Профессионал)
Ответ отправлен: 13.01.2011, 18:06
Номер ответа: 265411
Россия, Москва

Вам помог ответ? Пожалуйста, поблагодарите эксперта за это!
Как сказать этому эксперту "спасибо"?
  • Отправить SMS #thank 265411 на номер 1151 (Россия) | Еще номера »
  • Отправить WebMoney:


  • Вопрос № 181849:

    Уважаемые эксперты! Пожалуйста, ответьте на вопрос:
    11. Культура античного Рима
    12. Культура европейского средневековья.
    13. Культура эпохи Возрождения. |
    14. Культура Нового времени
    15. Культура европейского Просвещения
    Помогите пожалуйста ответить на вопросы.

    Отправлен: 12.01.2011, 15:19
    Вопрос задал: Антон Соложенцев (Посетитель)
    Всего ответов: 1
    Страница вопроса »


    Отвечает Гуревич Александр Львович (Профессионал) :
    Здравствуйте, Антон Соложенцев!

    11. Культура античного Рима
    Соответствующий раздел в книге Вольфович Т.В. История мировой культуры (http://rfpro.ru/upload/4395)
    http://www.gumfak.ru/kult_html/uchebnik/uch08.shtml
    http://otherreferats.allbest.ru/culture/00062188_0.html

    12. Культура европейского средневековья.
    Соответствующий раздел в книге Вольфович Т.В. История мировой культуры (http://rfpro.ru/upload/4395)
    http://www.gumfak.ru/kult_html/uchebnik/uch09.shtml
    http://www.bru.mogilev.by:84/humanitary/Kulturologiya/Parts1/Parts8/index.htm
    http://revolution.allbest.ru/culture/00003545_0.html

    13. Культура эпохи Возрождения. |
    Соответствующий раздел в книге Вольфович Т.В. История мировой культуры (http://rfpro.ru/upload/4395)
    http://www.gumfak.ru/kult_html/uchebnik/uch10.shtml
    http://revolution.allbest.ru/culture/00026932_0.html
    http://www.ref.by/refs/41/28442/1.html

    14. Культура Нового времени
    Соответствующий разде л в книге Вольфович Т.В. История мировой культуры (http://rfpro.ru/upload/4395)
    http://revolution.allbest.ru/culture/00187359_0.html
    http://kulturoznanie.ru/?div=dop_kult_novogo_vremeni

    15. Культура европейского Просвещения
    Соответствующий раздел в книге Вольфович Т.В. История мировой культуры (http://rfpro.ru/upload/4395)
    http://www.gumfak.ru/kult_html/konspekt/kon09.shtml
    http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Polikar/21.php
    http://www.support17.com/component/content/524.html?task=view

    -----
    Тот, кто правильно спрашивает, достигает гораздо большего, чем тот, кто правильно отвечает.

    Ответ отправил: Гуревич Александр Львович (Профессионал)
    Ответ отправлен: 13.01.2011, 18:19
    Номер ответа: 265413
    Россия, Москва

    Вам помог ответ? Пожалуйста, поблагодарите эксперта за это!
    Как сказать этому эксперту "спасибо"?
  • Отправить SMS #thank 265413 на номер 1151 (Россия) | Еще номера »
  • Отправить WebMoney:


  • Вопрос № 181850:

    Здравствуйте! Прошу помощи в следующем вопросе:
    16. Европейская культура XIX века
    17.Культура индустриального общества
    18. Культура постиндустриального общества
    19. Общие особенности русской культуры.
    20. Культура восточных славян
    Помогите пожалуйста ответить на вопросы.

    Отправлен: 12.01.2011, 15:20
    Вопрос задал: Антон Соложенцев (Посетитель)
    Всего ответов: 1
    Страница вопроса »


    Отвечает Гуревич Александр Львович (Профессионал) :
    Здравствуйте, Антон Соложенцев!

    16. Европейская культура XIX века
    Соответствующий раздел в книге Вольфович Т.В. История мировой культуры (http://rfpro.ru/upload/4395)
    http://otherreferats.allbest.ru/culture/00003910_0.html
    http://cde.ael.ru/electronik/Kylturologiya/8.html
    http://www.arts.adygnet.ru/bibl/istor.mirov.kuylt/3/untitled-54.htm

    17. Культура индустриального общества
    Соответствующий раздел в книге Вольфович Т.В. История мировой культуры (http://rfpro.ru/upload/4395)
    http://culturalstudy.pstu.ru/modules.php?name=upos_1_8
    http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/446
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

    18. Культура постиндустриального общества
    Соответствующий раздел в книге Вольфович Т.В. История мировой культуры (http://rfpro.ru/upload/4395)
    http://www.arts.adygnet.ru/bibl/drah%20g.v/3 /untitled-73.htm
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC

    19. Общие особенности русской культуры.
    http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/KT/Publik/posob_7_kt.html
    http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Solon/09.php
    http://moy-bereg.ru/russkaya-kultura/tsennosti-russkoy-kulturyi-referat-3.html

    20. Культура восточных славян
    http://www.rsu.edu.ru/files/e-learning/History_of_Art/Epochs/Ep10.html
    http://art.thelib.ru/culture/creativity/kultura_vostochnih_slavyan.html
    http://revolution.allbest.ru/culture/00009216.html

    -----
    Тот, кто правильно спрашивает, достигает гораздо большего, чем тот, кто правильно отвечает.

    Ответ отправил: Гуревич Александр Львович (Профессионал)
    Ответ отправлен: 13.01.2011, 18:37
    Номер ответа: 265414
    Россия, Москва

    Вам помог ответ? Пожалуйста, поблагодарите эксперта за это!
    Как сказать этому эксперту "спасибо"?
  • Отправить SMS #thank 265414 на номер 1151 (Россия) | Еще номера »
  • Отправить WebMoney:


  • Вопрос № 181851:

    Здравствуйте, уважаемые эксперты! Прошу вас ответить на следующий вопрос:
    21. Культура Киевского государства
    22. Культура Московского государства
    23. Секуляризация русской культуры в XYII веке
    24. Европеизация русской культуры в XVIII веке
    25. Русская культура XIX века
    26. Общие особенности советской культуры.
    Помогите пожалуйста ответить на вопросы.

    Отправлен: 12.01.2011, 15:21
    Вопрос задал: Антон Соложенцев (Посетитель)
    Всего ответов: 2
    Страница вопроса »


    Отвечает Гаряка Асмик (Профессор) :
    Здравствуйте, Антон Соложенцев!

    Что мешает научному осмыслению феномена отечественной культуры советского периода?

    Рассматриваемая нами тема является одной из наиболее сложных, если не самой сложной в вузовском курсе культурологии. Удивительно, но факт: студенты, к примеру, знают и понимают куда лучше культуры древневосточных цивилизаций, античную культуру Древней Греции, даже древнерусское язычество, но, за редким исключением, не способны научно осмыслить тот исторический этап в развитии отечественной культуры, который называется "советским". Переход с уровня обыденного сознания на теоретический в данной проблеме оказывается для многих чрезвычайно сложным, а для некоторых - вообще невозможным. И причин тому немало.

    Великая Октябрьская социалистическая революция в контексте отечественной культуры: исторические детерминанты и направленность



    Как известно, начало советскому периоду отечественной истории и культуре положила Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года. Социальное творчество, возникшее вместе с революцией и строительством основ социализма, привело к качественным сдвигам в сфере материальной и духовной культуры народа, а он сам стал генеральным субъектом и объектом достижений культуры. Отсюда и возникает первый, в сущности, исходный вопрос: что такое наша революция, но не в политическом, а в социокультурном значении?

    Информация к размышлению.
    "Когда я размышляю о всем, что в русском социальном и политическом строе есть архаического, отсталого, примитивного и себя пережившего, я часто говорю себе: "Такой же была бы и Европа, если бы у нас, в свое время, не было возрождения, реформации и французской революции" (выделено мной. - В.С.) (Посол Франции в России Морис Палеолог, 1916 г,, канун Февральской и Октябрьской революций. В кн. Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М., 1991, с. 14).

    Как видим, французск ий посол в России (1916г.) Морис Палеолог почти 100 лет тому назад, когда нашу страну сотрясали революционные события, совсем не проклинал отечественную революцию. А там, как известно, произошло не одно революционное потрясение. Но Франция не была исключением. К 40-50-м годам XIX столетия буржуазные революции произошли в Англии, Нидерландах, Северной Америке, Германии, Австрии, Италии, Чехии. Происходили они и в других странах планеты.

    Что же это за феномен "революция?" Социальная революция (от лат. revolutio - поворот, переворот) совсем не случайное явление, не плод заговора одиночек, а необходимое (неизбежное) и качественное изменение в развитии того или иного общества в определенных исторических условиях. Основная историческая роль революции состоит в том, что они устраняют преграды с пути общественного прогресса, обеспечивают переход к новым, более прогрессивным формам социальной и культурной жизни. Именно эту сторону французской революции имел ввид у М.Палеолог. Кстати, и Возрождение, и Реформация в Европе также стоят в ряду явлений революционного свойства. Не случайно так совпадает мнение различных мыслителей по оценке, например, эпохи европейского Возрождения:

    Ф.Энгельс: "Это была величайшая из революций, какие до тех пор переживала земля";[12]

    Ф.Ницше: "То был золотой век нашего тысячелетия, несмотря на все его пятна и пороки";[13]

    Н.А.Бердяев: "Вся новая история есть ренессансный период истории. Этот исторический период стоит под знаком отпущения на свободу творческих сил человека".[14]

    Итак, созидательный вектор в развитии отечественной культуры совершенно отчетливо проявился с самого начала советской цивилизации и воплотился в следующих направлениях.

    А) Просвещение. По декрету II Всероссийского съезда Советов был образован Наркомат просвещения РСФСР, наделенный очень широкими функциями (дошкольное воспитани е, средняя и высшая школа, профессионально-техническая подготовка, просветительская работа в массах, издательское дело, управление наукой и всеми видами искусства).
    В 1918г. издан декрет "О создании школ для национальных меньшинств", а в 1919г. - "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". По этому декрету "все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучиться грамоте на родном или русском языке по желанию".
    Сразу была начата реформа образования, узаконенная в октябре 1918 г. декретом "О единой трудовой школе". Введя в 1918г. единую трудовую школу, новая власть обеспечила выдачу бесплатных учебников, завтраков, одежды. Всего с 1918 по 1919г.г. было открыто 13 тысяч школ. Тогда же была предложена долгосрочная программа развития народного образования, которая и воплотилась в течение всего советского периода. Эта программа, определившая черты советской системы образования, возможно, лучше всех других выражает суть советской цивилизации в целом. Школа - это главный Государственный институт, который "соз дает", "возделывает" гражданина и воспроизводит общество. Это "консервативный генетический аппарат" культуры, вводящий в ее необъятный мир и человека и социум в целом.

    Б) Наука. Советский строй с самого начала включал науку в качестве важнейшей производительной (материальной) и духовной силы. Основа советской системы организации науки была заложена в 1918г. Она продолжила старые принципы организации науки в России - науки как части державного государства, – в отличие от сложившейся в протестантской культуре науки, как части гражданского (либерально-демократического) общества. В выборе типа научной системы личное активное участие принимал В.И. Ленин, которому пришлось оказать жесткое противодействие "левакам" в их попытках реформировать "императорскую" Академию наук. Советское государство сделало Академию наук главным ядром новой социокультурной системы.Наука должна была стать локомотивом, способным двинуть страну по п ути социалистических преобразований.
    Научная политика Советского государства уже в первые годы была конструктивной, созидательной. В самый трудный момент оно выделило крупные средства на науку. В 1918г. (в разгар гражданской войны!) было открыто 33 крупных научных института. Было организовано большое число серьезных экспедиций, самая значительная из них, в районе Курской магнитной аномалии. Именно в эти годы был разработан и знаменитый план ГОЭРЛО, положивший начало массовой электрификации страны. В 1919-1923г.г. Комиссия по улучшению быта деятелей науки организовала снабжение ученых продовольственными пайками и льготами. Это дало свои конкретные результаты. Во-первых, предотвратило возможный в условиях революции разрыв в непрерывности развития русской науки как интеллектуального ядра культуры. Во-вторых, если смотреть с позиции более длительной исторической дистанции, двинуло страну по пути технического и социального прогресса, какого не было раньше.

    Ит ак, лучшие умы России в течение ста с лишнем лет с болью в сердце говорили о раздвоении и общества ("страна рабов, страна господ"), и его культуры (для одних каторжный труд, для других роскошная жизнь и праздная лень). Этот раскол привел, во-первых к появлению "двух национальных культур" в России, а во-вторых, к возникновению "культуры русского зарубежья".Последняя, будучи органическим ответвлением от русской культуры, создавалась на протяжении нескольких периодов истории различными группами и потоками эмигрантов за пределами России.

    Эмиграция имеет многовековую историю. Еще в XVIв. князь Андрей Курбский вынужден был бежать за границу и оттуда полемизировать с Иваном Грозным. Вынужден был уехать с Родины и продолжать просветительскую деятельность за рубежом и русский первопечатник Иван Федоров. Многочисленна была русская эмиграция в XIX веке. За рубежом жили и творили А.И.Герцен, Л.И.Мечников, П.Л.Лавров и многие другие русские деят ели культуры, боровшиеся с царским самодержавием. Но и не только боровшиеся. Большую часть жизни прожил за границей великий русский писате ль И.С.Тургенев, очень многие выдающиеся русские художники творили за рубежом, оставаясь при этом патриотами и русскими деятелями культуры.

    Эмигрантами были и многие русские революционеры. Идейные вожди русского революционного народничества, "отец русского марксизма" Г.В.Плеханов и все его товарищи по "Освобождению труда", вождь Великой Октябрьской социалистической революции В.И.Ленин и многие его соратники были эмигрантами. Их теории, бесцензурные статьи, книги, брошюры, сам план революционного преобразования России и построения в ней социализма - все это было явлениями культуры, но рождалось за границей. Это и была, в сущности, демократическая и социалистическая культура, противостоящая культуре буржуазной, т.е. господствующей.

    Явлением иного рода явилась культура русского зарубежья, складывавшегося после Октябрьской социалистической революции 1917г. Связанная с массовой эмиграцией интеллигенции, она с самого начала проявила после довательное противостояние "большевистским принципам новой, советской культуры".[55] Таким образом, раскол не только не был преодолен, но он еще более усилился, приобретя куда более острый характер и значительный масштаб. Говоря иными словами, Гражданская война развернулась не только на полях сражений, когда гремели пушки и пулеметы, но и на полях культуры, захватив в свою орбиту значительную часть интеллигенции. Для того, чтобы понять и в полной мере оценить этот феномен, надо обратиться к самой истории русской эмиграции ХХ столетия.

    Эмиграция началась сразу же после Февральской революции 1917г. Пределы России тогда покинула группа фанатичных монархистов и несколько предусмотрительных капиталистов, "имевших благоразумие не поверить в прочность" бескровной революции с Керенским во главе государства.[56]

    После Октябрьской революции, в ходе гражданской войны из России уехало свыше полутора миллионов человек, в том числе немало людей интеллектуального труда. Образуются крупные центры русской эмиграции в Европе и на Востоке. Это были Берлин, Прага, Белград, София, Париж, Харбин, Шанхай и др. Самым крупным центром русской эмиграции в Европе стала Франция, к 1930г. в ней было (по данным Нансеновской комиссии) около 400 тысяч русских.

    В эмигрантский поток были втянуты разные люди. Прежде всего это представители прежней власти и прежних привилегированных сословий. Так, в 1918г. в Финляндии образовалась колония эмигрантов около 20 тысяч человек. Из них 2-2,5 тысячи офицеров. Главную роль здесь играли промышленники и финансисты, а также представители царской власти высшей бюрократии.[57] Эмигрировали остатки разбитых армий Деникина, Юденича, Колчака, различных атаманов. Так, весной 1920 г., после поражения армии Деникина произошла массовая эмиграция из Новороссийска, а затем врангелевская эвакуация из Крыма. Таков был трагический исход Гражданской войны.

    Произошла и массовая эмиграция и нтеллигенции, в причинах которой разобраться совсем не просто. Во всяком случае, ответить однозначно на вопрос о причинах эмиграции того или иного представителя интеллигенции трудно. Думается, правы те исследователи проблемы, которые считают, что здесь действовал целый комплекс как первостепенных, так и второстепенных, причин.

    Октябрьская революция и первые годы строительства социализма сопровождались широким и бурным разрывом городского и сельского населения с церковью и религией. Для разбуженных революцией народных масс этот разрыв явился одним из ярких и страстных проявлений "отречения от старого мира". Он сопровождался исключительной тягой народных масс к знаниям о религии и науке. Можно сказать, что происходил всенародный мировоззренческий диалог, сторонами которого были наука и религия. Процесс разрыва с религией захватил даже часть духовенства, сбрасывавшего рясу как символ служения проклятому и позорному прошлому. В общественном сознании формировалс я антирелигиозный, научный вектор развития. Его движущей силой явилось не только оппозиция трудящихся белогвардейской и церковной контррев олюции (именно они выступили против Советской власти вместе с Антантой!), но и вера в светлое будущее (без всякой иронии!), подкрепляемая и поддерживаемая практикой революционных преобразований. Это была вера, способная двигать горы, каковыми бы ни были уровни духовного, культурного уровня людей, которыми она воспринималась и становилась действенной силой. Такая вера не исчерпывается понятием "энтузиазма" - одной из форм ее проявления. Ее глубинной сутью, независимо от степени осознания и формы проявления, является новый, рожденный революцией, идейно-ценностный, духовно-нравственный абсолют, по которому равнялись люди, - возвышавший, высвобождавший творческие силы, подвигавший на исторический взлет, культурный прогресс(А.И.Клибанов, Л.Н.Митрохин).

    Это был исторически магистральный процесс социокультурного развития страны в советский период. Но была и другая его сторона: он сопровождался эксцессами по отношению к духовенству (имели место случаи разгрома и поджогов церквей), как правило, спонтанными, выражавшими веками накопленную в народе ненависть "к крепостникам в рясах", то есть происходило то, что Энгельс применительно к революции в Германии назвал "здоровым вандализмом крестьянской войны".

    В первые годы Советской власти левацкие взгляды, нигилистическое отрицание культурного наследия получили распространение среди идеологов так называемого "Пролеткульта".Пролеткульт – это культурно-просветительная и литературно-художественная добровольная организация, возникшая еще до Октябрьской революции (сентябрь 1917 года). Она ставила своей задачей работу по распространению достижений культуры в массах. Однако ее ведущие теоретики и руководители - А.Богданов, В.Плетнев, Ф.Калинин выступили с отрицанием культурного наследия, утверждая, что новая, пролетарская культура может быть создана только самими представителями рабочего класса. Не случайно, например, поэт – пролеткультовец В.Кириллов (выше он уже упоминался) объявил, что все искусство, возникшее в условиях антагонистического общества, "ядовито". В программном стихотворении

    "Мы" он писал:
    Мы во власти мятежного
    страстного хмеля.
    Пусть кричат нам: "Вы
    палачи красоты!"
    Во имя нашего Завтра -
    Сожжем Рафаэля,
    Разрушим музеи,
    Растопчем искусства
    цветы.

    Среди пролеткультовцев были и такие, которые предлагали покончить с Малым и Художественным театрами. Кое-кто из "леваков" стал покушаться не только на духовную, но и на материальную культуру, созданную в прежние эпохи: раздавались, к примеру, требования об уничтожении "буржуазных" железных дорог. (Не напоминает ли это наши дни, когда по-существу были уничтожены многие заводы, фабрики, НИИ, лаборатории, совхозы и колхозы?) Выразителей подобных требований тогда справедливо называли "троглодитами", а сейчас – либерал-демократами.

    Отрицая художест венную культуру прошлого, третируя классиков литературы и искусства как представителей дворянства и буржуазии, многие из пролеткультовцев под видом "пролетарской культуры" во всех областях художественного творчества насаждали крайний примитивизм или нечто бессодержательное и бесформенное.

    За этими "частными" фактами на самом деле стоит феномен исторического масштаба: Советская власть, хотя и с трудностями, ошибками, просчетами, но решила поставленную перед собой задачу. Она обеспечила преемственность культурно-исторического процесса и позволила народу стать главным, без всякого изъятия и ущемления, субъектом этого процесса, не только производящего, но и потребляющего культуру.

    Однако, как мы уже показывали выше, это был исключительно сложный и противоречивый процесс, отягощенный большим числом просчетов и ошибок. В чем природа этих ошибок? В своеобразии и отличительных особенностях культурно-исторического процесса советского период а.[123] Во-первых, он протекал в стране, где на начальном этапе масса населения была почти сплошь неграмотной, бедной, отсталой. Советско й власти пришлось, по выражению В.И. Ленина, решать и "мимоходом", попутно задачи буржуазно-демократической революции. (Вспомним мысль французского посла М. Палеолога). Надо было прежде "очистить" социальные отношения (порядки, учреждения, стиль деятельности) от средневековья, от феодализма, крепостничества, сословности, бесправия женщины, угнетения и неравноправия нерусских национальностей. Все это страшно затрудняло культурные преобразования.

    Во-вторых, эти преобразования приходилось осуществлять в стране, где многие народы находились на докапиталистической стадии развития, у которых сохранялись кочевой образ жизни, родоплеменные отношения. (Вспомним, как уже в 90-е годы ХХ столетия кое-где возобновилась работорговля, кровная месть, многоженство и другие атрибуты полудикости и самой настоящей дикости). Это означает, в частности, что уровень, с которого страна начинала процесс социокультурных преобразований, масштабы проблем, которые предстоял о решить и те реальные возможности, которые были у молодой страны и – находились в громадной несбалансированности. Огромная диспропорция между первым и вторым потребовала предельной консолидации материальных, моральных и духовных сил. И фактически это напряжение сохранялось на протяжении почти 70-летней истории Советского государства.

    В-третьих, в революцию, а затем и в социалистическое строительство были втянуты различные слои общества, в том числе обремененные революционной нетерпеливостью, разные люди, чье мировоззренческое кредо было явно неоднородным. В условиях революционной ломки прежнего государства, строительства общества на принципиально иных социальных основаниях резко обнаруживается разнообразие и противоречивость духовных и нравственных установок тех или иных конкретных групп населения и отдельных фигур политического процесса. Фигурально выражаясь, одни шли в революцию и социализм, чтобы дать счастье народу, а другие, - чтобы реализовать собственн ые амбиции. Так было всегда, так продолжает оставаться и сегодня. (Одни пошли на "перестройку", чтобы действительно избавить социализм от искажений и деформаций, а другие, - чтобы "хапнуть" собственность и власть).

    В-четвертых, СССР многие годы и даже десятилетия находился в состоянии "осажденной крепости", которой постоянно угрожает нападение извне. Интервенция в 1918-1920г.г., фашистское нашествие 1941-1945г.г., "холодная" война 1946-1985г.г., экономическая блокада, гонка вооружений (США неоднократно планировали сбросить атомные бомбы на СССР) изматывали нашу страну, вынуждали значительную часть валового национального продукта тратить не на культуру, а на оборону. Тут вольно или невольно вспомнишь работу Н.Я.Данилевского "Россия и Европа", в которой наш соотечественник еще в 1869г. предупреждал, что "Европа враждебна России"… Эта враждебность особенно проявилась к Советской России. Впрочем, думается, и сегодня ученым и политикам, как и прежде, не следует забывать об этом предупреждении.

    Сказанное приводит, на наш взгляд, к очевидному выводу: объективные (исторические, экономические, социальные, военные, внутренние и внешние) условия создавали предпосылки для жесткой централизации власти, мобилизационных способов решения хозяйственных и иных проблем, суровых административных мер контроля. Этому, безусловно, способствовали и привычка русских и других народов страны жить под "жесткой рукой", а также огромный энтузиазм народа, готового идти на жертвы во имя нового, справедливого общества. И если Ленин понимал, что чрезвычайные меры – это временное явление ("социализм" - это живое творчество масс", это "полная передача управления страной и контроля за хозяйством рабочим и крестьянам") и постоянно искал пути и средства для развития демократии, то Сталин и его сторонники чрезвычайные меры сделали нормой общественной жизни.

    Таковы были реальные и весьма сложные противоречия культурно-исторического процесса в годы Советской власти: с одной стороны, несомне нный подъем культуры и ее поступательное развитие, а с другой, - администрирование, волюнтаризм и даже репрессии в отношении деятелей культуры. На эту тему написано огромное множество книг, брошюр, статей, особенно о культе личности Сталина и его последствиях. Книги эти разные и по разному освящают данный исторический феномен: одни используют его для того, чтобы " пригвоздить" Советскую власть к позорному столбу истории, другие - выясняют, восстанавливают правду истории. На наш взгляд, наиболее точную и глубокую научную характеристику этому явлению дал в последнее время доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии МИЭМ В.В. Трушков в своей монографии "Общество и отечественная политическая культура. ХХ век" (М., издательство "Былина", 2001 год). В главе "Культ личности как явление политической культуры" ученый вскрывает и корни, и дает объемную оценку отрицательных последствий этого сложного явления:

    "мифологизация общественного сознания";
    "деформация системы социально-культурных институтов";
    "ущемление сферы права";
    "деформация репрессивных механизмов";
    догматизация социального знания";
    "гипертрофированное отражение роли субъекта культа личности в жизни общества, в жизни его рядовых членов"[125].

    Результатом и жесткой централизации власти и культа личности Сталина стали грубые искажения в области культурного строительства, потери в науке, литературе, искусстве и, конечно, репрессии в отношении самих деятелей культуры. Политические, правовые, нравственные оценки этих проявлений были даны как в советское время (1956 г. ХХ съезд КПСС), так и в наши дни. К ним трудно что-либо добавить, но, уверен, с течением времени, когда улягутся страсти, с вершины исторической дистанции по этому вопросу будет сказано еще немало нового, полезного.

    Ответ отправил: Гаряка Асмик (Профессор)
    Ответ отправлен: 12.01.2011, 21:31
    Номер ответа: 265375
    Армения, Ереван
    Тел.: 37493385079
    Адрес сайта: http://rus-kniga.biz/tv11073127-3155712.html
    ICQ # 166073765
    Mail.ru-агент: hasmikgaryaka@bk.ru
    Абонент Skype: hasmik7

    Вам помог ответ? Пожалуйста, поблагодарите эксперта за это!
    Как сказать этому эксперту "спасибо"?
  • Отправить SMS #thank 265375 на номер 1151 (Россия) | Еще номера »
  • Отправить WebMoney:


  • Отвечает Гуревич Александр Львович (Профессионал) :
    Здравствуйте, Антон Соложенцев!


    21. Культура Киевского государства
    http://www.gumfak.ru/kult_html/uchebnik/uch14.shtml
    http://revolution.allbest.ru/culture/00003469_0.html
    http://ufalaw.narod.ru/2/kult/kultur/p2_3g1.htm

    22. Культура Московского государства
    http://otherreferats.allbest.ru/culture/00021655_0.html
    http://www.roman.by/r-12601.html
    http://www.ucheba.ru/referat/48363.zip

    23. Секуляризация русской культуры в XVII веке
    http://ya-simkina.narod.ru/R14-6.htm
    http://www.libsib.ru/sotsiologiya-religii/religiya-i-obschestvo/sekulyarizatsiya-kak-istoricheskiy-fenomen
    http://odnoklassniki.ws/referaty/kultura-i-iskusstvo/9353-O_koncepciyah_stilya_russkogo_iskusstva_XVII_veka_v_otechestvennom_iskusstvoznanii.html

    24. Европеизация русской культуры в XVIII веке
    http://revolution.allbest.ru/culture/00187365_0.html
    http://www.analiculturolog.ru/ru/home/item/548-article_30.html
    http://ya-simkina.narod.ru/R15-1. htm


    25. Русская культура XIX века
    http://revolution.allbest.ru/culture/00044154_0.html
    http://ricolor.org/history/cu/his_cult/19_v/
    http://www.bestreferat.ru/referat-43889.html

    26. Общие особенности советской культуры.
    http://www.ido.rudn.ru/ffec/cult/cu3-7.html
    http://otherreferats.allbest.ru/culture/00066091_0.html
    http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/22458/22541/

    -----
    Тот, кто правильно спрашивает, достигает гораздо большего, чем тот, кто правильно отвечает.

    Ответ отправил: Гуревич Александр Львович (Профессионал)
    Ответ отправлен: 13.01.2011, 18:52
    Номер ответа: 265415
    Россия, Москва

    Вам помог ответ? Пожалуйста, поблагодарите эксперта за это!
    Как сказать этому эксперту "спасибо"?
  • Отправить SMS #thank 265415 на номер 1151 (Россия) | Еще номера »
  • Отправить WebMoney:
  • Ответ поддержали (отметили как правильный): 1 чел.



    Оценить выпуск »
    Нам очень важно Ваше мнение об этом выпуске рассылки!

    Задать вопрос экспертам этой рассылки »

    Скажите "спасибо" эксперту, который помог Вам!

    Отправьте СМС-сообщение с тестом #thank НОМЕР_ОТВЕТА
    на короткий номер 1151 (Россия)

    Номер ответа и конкретный текст СМС указан внизу каждого ответа.

    Полный список номеров »

    * Стоимость одного СМС-сообщения от 7.15 руб. и зависит от оператора сотовой связи. (полный список тарифов)
    ** При ошибочном вводе номера ответа или текста #thank услуга считается оказанной, денежные средства не возвращаются.
    *** Сумма выплаты эксперту-автору ответа расчитывается из суммы перечислений на портал от биллинговой компании.



    В избранное