← Январь 2011 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://RFpro.ru
Открыта:
17-10-2010
Статистика
0 за неделю
RFpro.ru: Консультации по культурологии
Хостинг портала RFpro.ru: РАССЫЛКИ ПОРТАЛА RFPRO.RU
Лучшие эксперты данной рассылки
/ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ / Гуманитарные науки / Культурология и теория культуры
Вопрос № 181848: Здравствуйте, уважаемые эксперты! Прошу вас ответить на следующий вопрос: 6. Китайско-конфуцианский культурный ареал 7. Арабо-исламская культура 8. Культура китайского Даосизма 9. Культура Японии 10. Культура античной Греции Помогит... Вопрос № 181849: Уважаемые эксперты! Пожалуйста, ответьте на вопрос: 11. Культура античного Рима 12. Культура европейского средневековья. 13. Культура эпохи Возрождения. | 14. Культура Нового времени 15. Культура европейского Просвещения Помогите по... Вопрос № 181850: Здравствуйте! Прошу помощи в следующем вопросе: 16. Европейская культура XIX века 17.Культура индустриального общества 18. Культура постиндустриального общества 19. Общие особенности русской культуры. 20. Культура восточных славян П... Вопрос № 181851: Здравствуйте, уважаемые эксперты! Прошу вас ответить на следующий вопрос: 21. Культура Киевского государства 22. Культура Московского государства 23. Секуляризация русской культуры в XYII веке 24. Европеизация русской культуры в XVIII век... Вопрос № 181848:
Здравствуйте, уважаемые эксперты! Прошу вас ответить на следующий вопрос:
Отправлен: 12.01.2011, 15:18 Отвечает Гуревич Александр Львович (Профессионал) : Здравствуйте, Антон Соложенцев! 6. Китайско-конфуцианский культурный ареал Соответствующий раздел в книге Вольфович Т.В. История мировой культуры (http://rfpro.ru/upload/4395) http://www.studfiles.ru/dir/cat10/subj171/file4376.html http://www.kontrolnaja.ru/dir/filosofiya/170594 7. Арабо-исламская культура http://revolution.allbest.ru/culture/00187369_0.html http://www.technoclub.info/05-13-37.html 8. Культура китайского Даосизма Соответствующий раздел в книге Вольфович Т.В. История мировой культуры (http://rfpro.ru/upload/4395) http://drewniy-daos.bestpersons.ru/feed/post33453249/ http://revolution.allbest.ru/religion/00005179_0.html 9. Культура Японии http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B8 http://revolution.allbest.ru/culture/00007937_0.html 10. Культура античной Греции Соответствующий раздел в книге Вольфович Т.В. История миров ой культуры (http://rfpro.ru/upload/4395) http://www.gumfak.ru/kult_html/uchebnik/uch07.shtml http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/22458/22504/ ----- Тот, кто правильно спрашивает, достигает гораздо большего, чем тот, кто правильно отвечает.
Ответ отправил: Гуревич Александр Львович (Профессионал)
Вопрос № 181849:
Уважаемые эксперты! Пожалуйста, ответьте на вопрос:
Отправлен: 12.01.2011, 15:19 Отвечает Гуревич Александр Львович (Профессионал) : Здравствуйте, Антон Соложенцев! 11. Культура античного Рима Соответствующий раздел в книге Вольфович Т.В. История мировой культуры (http://rfpro.ru/upload/4395) http://www.gumfak.ru/kult_html/uchebnik/uch08.shtml http://otherreferats.allbest.ru/culture/00062188_0.html 12. Культура европейского средневековья. Соответствующий раздел в книге Вольфович Т.В. История мировой культуры (http://rfpro.ru/upload/4395) http://www.gumfak.ru/kult_html/uchebnik/uch09.shtml http://www.bru.mogilev.by:84/humanitary/Kulturologiya/Parts1/Parts8/index.htm http://revolution.allbest.ru/culture/00003545_0.html 13. Культура эпохи Возрождения. | Соответствующий раздел в книге Вольфович Т.В. История мировой культуры (http://rfpro.ru/upload/4395) http://www.gumfak.ru/kult_html/uchebnik/uch10.shtml http://revolution.allbest.ru/culture/00026932_0.html http://www.ref.by/refs/41/28442/1.html 14. Культура Нового времени Соответствующий разде л в книге Вольфович Т.В. История мировой культуры (http://rfpro.ru/upload/4395) http://revolution.allbest.ru/culture/00187359_0.html http://kulturoznanie.ru/?div=dop_kult_novogo_vremeni 15. Культура европейского Просвещения Соответствующий раздел в книге Вольфович Т.В. История мировой культуры (http://rfpro.ru/upload/4395) http://www.gumfak.ru/kult_html/konspekt/kon09.shtml http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Polikar/21.php http://www.support17.com/component/content/524.html?task=view ----- Тот, кто правильно спрашивает, достигает гораздо большего, чем тот, кто правильно отвечает.
Ответ отправил: Гуревич Александр Львович (Профессионал)
Вопрос № 181850:
Здравствуйте! Прошу помощи в следующем вопросе:
Отправлен: 12.01.2011, 15:20 Отвечает Гуревич Александр Львович (Профессионал) : Здравствуйте, Антон Соложенцев! 16. Европейская культура XIX века Соответствующий раздел в книге Вольфович Т.В. История мировой культуры (http://rfpro.ru/upload/4395) http://otherreferats.allbest.ru/culture/00003910_0.html http://cde.ael.ru/electronik/Kylturologiya/8.html http://www.arts.adygnet.ru/bibl/istor.mirov.kuylt/3/untitled-54.htm 17. Культура индустриального общества Соответствующий раздел в книге Вольфович Т.В. История мировой культуры (http://rfpro.ru/upload/4395) http://culturalstudy.pstu.ru/modules.php?name=upos_1_8 http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/446 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE 18. Культура постиндустриального общества Соответствующий раздел в книге Вольфович Т.В. История мировой культуры (http://rfpro.ru/upload/4395) http://www.arts.adygnet.ru/bibl/drah%20g.v/3 /untitled-73.htm http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC 19. Общие особенности русской культуры. http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/KT/Publik/posob_7_kt.html http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Solon/09.php http://moy-bereg.ru/russkaya-kultura/tsennosti-russkoy-kulturyi-referat-3.html 20. Культура восточных славян http://www.rsu.edu.ru/files/e-learning/History_of_Art/Epochs/Ep10.html http://art.thelib.ru/culture/creativity/kultura_vostochnih_slavyan.html http://revolution.allbest.ru/culture/00009216.html ----- Тот, кто правильно спрашивает, достигает гораздо большего, чем тот, кто правильно отвечает.
Ответ отправил: Гуревич Александр Львович (Профессионал)
Вопрос № 181851:
Здравствуйте, уважаемые эксперты! Прошу вас ответить на следующий вопрос:
Отправлен: 12.01.2011, 15:21 Отвечает Гаряка Асмик (Профессор) : Здравствуйте, Антон Соложенцев! Что мешает научному осмыслению феномена отечественной культуры советского периода? Рассматриваемая нами тема является одной из наиболее сложных, если не самой сложной в вузовском курсе культурологии. Удивительно, но факт: студенты, к примеру, знают и понимают куда лучше культуры древневосточных цивилизаций, античную культуру Древней Греции, даже древнерусское язычество, но, за редким исключением, не способны научно осмыслить тот исторический этап в развитии отечественной культуры, который называется "советским". Переход с уровня обыденного сознания на теоретический в данной проблеме оказывается для многих чрезвычайно сложным, а для некоторых - вообще невозможным. И причин тому немало. Великая Октябрьская социалистическая революция в контексте отечественной культуры: исторические детерминанты и направленность Как известно, начало советскому периоду отечественной истории и культуре положила Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года. Социальное творчество, возникшее вместе с революцией и строительством основ социализма, привело к качественным сдвигам в сфере материальной и духовной культуры народа, а он сам стал генеральным субъектом и объектом достижений культуры. Отсюда и возникает первый, в сущности, исходный вопрос: что такое наша революция, но не в политическом, а в социокультурном значении? Информация к размышлению. "Когда я размышляю о всем, что в русском социальном и политическом строе есть архаического, отсталого, примитивного и себя пережившего, я часто говорю себе: "Такой же была бы и Европа, если бы у нас, в свое время, не было возрождения, реформации и французской революции" (выделено мной. - В.С.) (Посол Франции в России Морис Палеолог, 1916 г,, канун Февральской и Октябрьской революций. В кн. Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М., 1991, с. 14). Как видим, французск ий посол в России (1916г.) Морис Палеолог почти 100 лет тому назад, когда нашу страну сотрясали революционные события, совсем не проклинал отечественную революцию. А там, как известно, произошло не одно революционное потрясение. Но Франция не была исключением. К 40-50-м годам XIX столетия буржуазные революции произошли в Англии, Нидерландах, Северной Америке, Германии, Австрии, Италии, Чехии. Происходили они и в других странах планеты. Что же это за феномен "революция?" Социальная революция (от лат. revolutio - поворот, переворот) совсем не случайное явление, не плод заговора одиночек, а необходимое (неизбежное) и качественное изменение в развитии того или иного общества в определенных исторических условиях. Основная историческая роль революции состоит в том, что они устраняют преграды с пути общественного прогресса, обеспечивают переход к новым, более прогрессивным формам социальной и культурной жизни. Именно эту сторону французской революции имел ввид у М.Палеолог. Кстати, и Возрождение, и Реформация в Европе также стоят в ряду явлений революционного свойства. Не случайно так совпадает мнение различных мыслителей по оценке, например, эпохи европейского Возрождения: Ф.Энгельс: "Это была величайшая из революций, какие до тех пор переживала земля";[12] Ф.Ницше: "То был золотой век нашего тысячелетия, несмотря на все его пятна и пороки";[13] Н.А.Бердяев: "Вся новая история есть ренессансный период истории. Этот исторический период стоит под знаком отпущения на свободу творческих сил человека".[14] Итак, созидательный вектор в развитии отечественной культуры совершенно отчетливо проявился с самого начала советской цивилизации и воплотился в следующих направлениях. А) Просвещение. По декрету II Всероссийского съезда Советов был образован Наркомат просвещения РСФСР, наделенный очень широкими функциями (дошкольное воспитани е, средняя и высшая школа, профессионально-техническая подготовка, просветительская работа в массах, издательское дело, управление наукой и всеми видами искусства). В 1918г. издан декрет "О создании школ для национальных меньшинств", а в 1919г. - "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". По этому декрету "все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучиться грамоте на родном или русском языке по желанию". Сразу была начата реформа образования, узаконенная в октябре 1918 г. декретом "О единой трудовой школе". Введя в 1918г. единую трудовую школу, новая власть обеспечила выдачу бесплатных учебников, завтраков, одежды. Всего с 1918 по 1919г.г. было открыто 13 тысяч школ. Тогда же была предложена долгосрочная программа развития народного образования, которая и воплотилась в течение всего советского периода. Эта программа, определившая черты советской системы образования, возможно, лучше всех других выражает суть советской цивилизации в целом. Школа - это главный Государственный институт, который "соз дает", "возделывает" гражданина и воспроизводит общество. Это "консервативный генетический аппарат" культуры, вводящий в ее необъятный мир и человека и социум в целом. Б) Наука. Советский строй с самого начала включал науку в качестве важнейшей производительной (материальной) и духовной силы. Основа советской системы организации науки была заложена в 1918г. Она продолжила старые принципы организации науки в России - науки как части державного государства, – в отличие от сложившейся в протестантской культуре науки, как части гражданского (либерально-демократического) общества. В выборе типа научной системы личное активное участие принимал В.И. Ленин, которому пришлось оказать жесткое противодействие "левакам" в их попытках реформировать "императорскую" Академию наук. Советское государство сделало Академию наук главным ядром новой социокультурной системы.Наука должна была стать локомотивом, способным двинуть страну по п ути социалистических преобразований. Научная политика Советского государства уже в первые годы была конструктивной, созидательной. В самый трудный момент оно выделило крупные средства на науку. В 1918г. (в разгар гражданской войны!) было открыто 33 крупных научных института. Было организовано большое число серьезных экспедиций, самая значительная из них, в районе Курской магнитной аномалии. Именно в эти годы был разработан и знаменитый план ГОЭРЛО, положивший начало массовой электрификации страны. В 1919-1923г.г. Комиссия по улучшению быта деятелей науки организовала снабжение ученых продовольственными пайками и льготами. Это дало свои конкретные результаты. Во-первых, предотвратило возможный в условиях революции разрыв в непрерывности развития русской науки как интеллектуального ядра культуры. Во-вторых, если смотреть с позиции более длительной исторической дистанции, двинуло страну по пути технического и социального прогресса, какого не было раньше. Ит ак, лучшие умы России в течение ста с лишнем лет с болью в сердце говорили о раздвоении и общества ("страна рабов, страна господ"), и его культуры (для одних каторжный труд, для других роскошная жизнь и праздная лень). Этот раскол привел, во-первых к появлению "двух национальных культур" в России, а во-вторых, к возникновению "культуры русского зарубежья".Последняя, будучи органическим ответвлением от русской культуры, создавалась на протяжении нескольких периодов истории различными группами и потоками эмигрантов за пределами России. Эмиграция имеет многовековую историю. Еще в XVIв. князь Андрей Курбский вынужден был бежать за границу и оттуда полемизировать с Иваном Грозным. Вынужден был уехать с Родины и продолжать просветительскую деятельность за рубежом и русский первопечатник Иван Федоров. Многочисленна была русская эмиграция в XIX веке. За рубежом жили и творили А.И.Герцен, Л.И.Мечников, П.Л.Лавров и многие другие русские деят ели культуры, боровшиеся с царским самодержавием. Но и не только боровшиеся. Большую часть жизни прожил за границей великий русский писате ль И.С.Тургенев, очень многие выдающиеся русские художники творили за рубежом, оставаясь при этом патриотами и русскими деятелями культуры. Эмигрантами были и многие русские революционеры. Идейные вожди русского революционного народничества, "отец русского марксизма" Г.В.Плеханов и все его товарищи по "Освобождению труда", вождь Великой Октябрьской социалистической революции В.И.Ленин и многие его соратники были эмигрантами. Их теории, бесцензурные статьи, книги, брошюры, сам план революционного преобразования России и построения в ней социализма - все это было явлениями культуры, но рождалось за границей. Это и была, в сущности, демократическая и социалистическая культура, противостоящая культуре буржуазной, т.е. господствующей. Явлением иного рода явилась культура русского зарубежья, складывавшегося после Октябрьской социалистической революции 1917г. Связанная с массовой эмиграцией интеллигенции, она с самого начала проявила после довательное противостояние "большевистским принципам новой, советской культуры".[55] Таким образом, раскол не только не был преодолен, но он еще более усилился, приобретя куда более острый характер и значительный масштаб. Говоря иными словами, Гражданская война развернулась не только на полях сражений, когда гремели пушки и пулеметы, но и на полях культуры, захватив в свою орбиту значительную часть интеллигенции. Для того, чтобы понять и в полной мере оценить этот феномен, надо обратиться к самой истории русской эмиграции ХХ столетия. Эмиграция началась сразу же после Февральской революции 1917г. Пределы России тогда покинула группа фанатичных монархистов и несколько предусмотрительных капиталистов, "имевших благоразумие не поверить в прочность" бескровной революции с Керенским во главе государства.[56] После Октябрьской революции, в ходе гражданской войны из России уехало свыше полутора миллионов человек, в том числе немало людей интеллектуального труда. Образуются крупные центры русской эмиграции в Европе и на Востоке. Это были Берлин, Прага, Белград, София, Париж, Харбин, Шанхай и др. Самым крупным центром русской эмиграции в Европе стала Франция, к 1930г. в ней было (по данным Нансеновской комиссии) около 400 тысяч русских. В эмигрантский поток были втянуты разные люди. Прежде всего это представители прежней власти и прежних привилегированных сословий. Так, в 1918г. в Финляндии образовалась колония эмигрантов около 20 тысяч человек. Из них 2-2,5 тысячи офицеров. Главную роль здесь играли промышленники и финансисты, а также представители царской власти высшей бюрократии.[57] Эмигрировали остатки разбитых армий Деникина, Юденича, Колчака, различных атаманов. Так, весной 1920 г., после поражения армии Деникина произошла массовая эмиграция из Новороссийска, а затем врангелевская эвакуация из Крыма. Таков был трагический исход Гражданской войны. Произошла и массовая эмиграция и нтеллигенции, в причинах которой разобраться совсем не просто. Во всяком случае, ответить однозначно на вопрос о причинах эмиграции того или иного представителя интеллигенции трудно. Думается, правы те исследователи проблемы, которые считают, что здесь действовал целый комплекс как первостепенных, так и второстепенных, причин. Октябрьская революция и первые годы строительства социализма сопровождались широким и бурным разрывом городского и сельского населения с церковью и религией. Для разбуженных революцией народных масс этот разрыв явился одним из ярких и страстных проявлений "отречения от старого мира". Он сопровождался исключительной тягой народных масс к знаниям о религии и науке. Можно сказать, что происходил всенародный мировоззренческий диалог, сторонами которого были наука и религия. Процесс разрыва с религией захватил даже часть духовенства, сбрасывавшего рясу как символ служения проклятому и позорному прошлому. В общественном сознании формировалс я антирелигиозный, научный вектор развития. Его движущей силой явилось не только оппозиция трудящихся белогвардейской и церковной контррев олюции (именно они выступили против Советской власти вместе с Антантой!), но и вера в светлое будущее (без всякой иронии!), подкрепляемая и поддерживаемая практикой революционных преобразований. Это была вера, способная двигать горы, каковыми бы ни были уровни духовного, культурного уровня людей, которыми она воспринималась и становилась действенной силой. Такая вера не исчерпывается понятием "энтузиазма" - одной из форм ее проявления. Ее глубинной сутью, независимо от степени осознания и формы проявления, является новый, рожденный революцией, идейно-ценностный, духовно-нравственный абсолют, по которому равнялись люди, - возвышавший, высвобождавший творческие силы, подвигавший на исторический взлет, культурный прогресс(А.И.Клибанов, Л.Н.Митрохин). Это был исторически магистральный процесс социокультурного развития страны в советский период. Но была и другая его сторона: он сопровождался эксцессами по отношению к духовенству (имели место случаи разгрома и поджогов церквей), как правило, спонтанными, выражавшими веками накопленную в народе ненависть "к крепостникам в рясах", то есть происходило то, что Энгельс применительно к революции в Германии назвал "здоровым вандализмом крестьянской войны". В первые годы Советской власти левацкие взгляды, нигилистическое отрицание культурного наследия получили распространение среди идеологов так называемого "Пролеткульта".Пролеткульт – это культурно-просветительная и литературно-художественная добровольная организация, возникшая еще до Октябрьской революции (сентябрь 1917 года). Она ставила своей задачей работу по распространению достижений культуры в массах. Однако ее ведущие теоретики и руководители - А.Богданов, В.Плетнев, Ф.Калинин выступили с отрицанием культурного наследия, утверждая, что новая, пролетарская культура может быть создана только самими представителями рабочего класса. Не случайно, например, поэт – пролеткультовец В.Кириллов (выше он уже упоминался) объявил, что все искусство, возникшее в условиях антагонистического общества, "ядовито". В программном стихотворении "Мы" он писал: Мы во власти мятежного страстного хмеля. Пусть кричат нам: "Вы палачи красоты!" Во имя нашего Завтра - Сожжем Рафаэля, Разрушим музеи, Растопчем искусства цветы. Среди пролеткультовцев были и такие, которые предлагали покончить с Малым и Художественным театрами. Кое-кто из "леваков" стал покушаться не только на духовную, но и на материальную культуру, созданную в прежние эпохи: раздавались, к примеру, требования об уничтожении "буржуазных" железных дорог. (Не напоминает ли это наши дни, когда по-существу были уничтожены многие заводы, фабрики, НИИ, лаборатории, совхозы и колхозы?) Выразителей подобных требований тогда справедливо называли "троглодитами", а сейчас – либерал-демократами. Отрицая художест венную культуру прошлого, третируя классиков литературы и искусства как представителей дворянства и буржуазии, многие из пролеткультовцев под видом "пролетарской культуры" во всех областях художественного творчества насаждали крайний примитивизм или нечто бессодержательное и бесформенное. За этими "частными" фактами на самом деле стоит феномен исторического масштаба: Советская власть, хотя и с трудностями, ошибками, просчетами, но решила поставленную перед собой задачу. Она обеспечила преемственность культурно-исторического процесса и позволила народу стать главным, без всякого изъятия и ущемления, субъектом этого процесса, не только производящего, но и потребляющего культуру. Однако, как мы уже показывали выше, это был исключительно сложный и противоречивый процесс, отягощенный большим числом просчетов и ошибок. В чем природа этих ошибок? В своеобразии и отличительных особенностях культурно-исторического процесса советского период а.[123] Во-первых, он протекал в стране, где на начальном этапе масса населения была почти сплошь неграмотной, бедной, отсталой. Советско й власти пришлось, по выражению В.И. Ленина, решать и "мимоходом", попутно задачи буржуазно-демократической революции. (Вспомним мысль французского посла М. Палеолога). Надо было прежде "очистить" социальные отношения (порядки, учреждения, стиль деятельности) от средневековья, от феодализма, крепостничества, сословности, бесправия женщины, угнетения и неравноправия нерусских национальностей. Все это страшно затрудняло культурные преобразования. Во-вторых, эти преобразования приходилось осуществлять в стране, где многие народы находились на докапиталистической стадии развития, у которых сохранялись кочевой образ жизни, родоплеменные отношения. (Вспомним, как уже в 90-е годы ХХ столетия кое-где возобновилась работорговля, кровная месть, многоженство и другие атрибуты полудикости и самой настоящей дикости). Это означает, в частности, что уровень, с которого страна начинала процесс социокультурных преобразований, масштабы проблем, которые предстоял о решить и те реальные возможности, которые были у молодой страны и – находились в громадной несбалансированности. Огромная диспропорция между первым и вторым потребовала предельной консолидации материальных, моральных и духовных сил. И фактически это напряжение сохранялось на протяжении почти 70-летней истории Советского государства. В-третьих, в революцию, а затем и в социалистическое строительство были втянуты различные слои общества, в том числе обремененные революционной нетерпеливостью, разные люди, чье мировоззренческое кредо было явно неоднородным. В условиях революционной ломки прежнего государства, строительства общества на принципиально иных социальных основаниях резко обнаруживается разнообразие и противоречивость духовных и нравственных установок тех или иных конкретных групп населения и отдельных фигур политического процесса. Фигурально выражаясь, одни шли в революцию и социализм, чтобы дать счастье народу, а другие, - чтобы реализовать собственн ые амбиции. Так было всегда, так продолжает оставаться и сегодня. (Одни пошли на "перестройку", чтобы действительно избавить социализм от искажений и деформаций, а другие, - чтобы "хапнуть" собственность и власть). В-четвертых, СССР многие годы и даже десятилетия находился в состоянии "осажденной крепости", которой постоянно угрожает нападение извне. Интервенция в 1918-1920г.г., фашистское нашествие 1941-1945г.г., "холодная" война 1946-1985г.г., экономическая блокада, гонка вооружений (США неоднократно планировали сбросить атомные бомбы на СССР) изматывали нашу страну, вынуждали значительную часть валового национального продукта тратить не на культуру, а на оборону. Тут вольно или невольно вспомнишь работу Н.Я.Данилевского "Россия и Европа", в которой наш соотечественник еще в 1869г. предупреждал, что "Европа враждебна России"… Эта враждебность особенно проявилась к Советской России. Впрочем, думается, и сегодня ученым и политикам, как и прежде, не следует забывать об этом предупреждении. Сказанное приводит, на наш взгляд, к очевидному выводу: объективные (исторические, экономические, социальные, военные, внутренние и внешние) условия создавали предпосылки для жесткой централизации власти, мобилизационных способов решения хозяйственных и иных проблем, суровых административных мер контроля. Этому, безусловно, способствовали и привычка русских и других народов страны жить под "жесткой рукой", а также огромный энтузиазм народа, готового идти на жертвы во имя нового, справедливого общества. И если Ленин понимал, что чрезвычайные меры – это временное явление ("социализм" - это живое творчество масс", это "полная передача управления страной и контроля за хозяйством рабочим и крестьянам") и постоянно искал пути и средства для развития демократии, то Сталин и его сторонники чрезвычайные меры сделали нормой общественной жизни. Таковы были реальные и весьма сложные противоречия культурно-исторического процесса в годы Советской власти: с одной стороны, несомне нный подъем культуры и ее поступательное развитие, а с другой, - администрирование, волюнтаризм и даже репрессии в отношении деятелей культуры. На эту тему написано огромное множество книг, брошюр, статей, особенно о культе личности Сталина и его последствиях. Книги эти разные и по разному освящают данный исторический феномен: одни используют его для того, чтобы " пригвоздить" Советскую власть к позорному столбу истории, другие - выясняют, восстанавливают правду истории. На наш взгляд, наиболее точную и глубокую научную характеристику этому явлению дал в последнее время доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии МИЭМ В.В. Трушков в своей монографии "Общество и отечественная политическая культура. ХХ век" (М., издательство "Былина", 2001 год). В главе "Культ личности как явление политической культуры" ученый вскрывает и корни, и дает объемную оценку отрицательных последствий этого сложного явления: "мифологизация общественного сознания"; "деформация системы социально-культурных институтов"; "ущемление сферы права"; "деформация репрессивных механизмов"; догматизация социального знания"; "гипертрофированное отражение роли субъекта культа личности в жизни общества, в жизни его рядовых членов"[125]. Результатом и жесткой централизации власти и культа личности Сталина стали грубые искажения в области культурного строительства, потери в науке, литературе, искусстве и, конечно, репрессии в отношении самих деятелей культуры. Политические, правовые, нравственные оценки этих проявлений были даны как в советское время (1956 г. ХХ съезд КПСС), так и в наши дни. К ним трудно что-либо добавить, но, уверен, с течением времени, когда улягутся страсти, с вершины исторической дистанции по этому вопросу будет сказано еще немало нового, полезного.
Ответ отправил: Гаряка Асмик (Профессор)
Отвечает Гуревич Александр Львович (Профессионал) : Здравствуйте, Антон Соложенцев! 21. Культура Киевского государства http://www.gumfak.ru/kult_html/uchebnik/uch14.shtml http://revolution.allbest.ru/culture/00003469_0.html http://ufalaw.narod.ru/2/kult/kultur/p2_3g1.htm 22. Культура Московского государства http://otherreferats.allbest.ru/culture/00021655_0.html http://www.roman.by/r-12601.html http://www.ucheba.ru/referat/48363.zip 23. Секуляризация русской культуры в XVII веке http://ya-simkina.narod.ru/R14-6.htm http://www.libsib.ru/sotsiologiya-religii/religiya-i-obschestvo/sekulyarizatsiya-kak-istoricheskiy-fenomen http://odnoklassniki.ws/referaty/kultura-i-iskusstvo/9353-O_koncepciyah_stilya_russkogo_iskusstva_XVII_veka_v_otechestvennom_iskusstvoznanii.html 24. Европеизация русской культуры в XVIII веке http://revolution.allbest.ru/culture/00187365_0.html http://www.analiculturolog.ru/ru/home/item/548-article_30.html http://ya-simkina.narod.ru/R15-1. htm 25. Русская культура XIX века http://revolution.allbest.ru/culture/00044154_0.html http://ricolor.org/history/cu/his_cult/19_v/ http://www.bestreferat.ru/referat-43889.html 26. Общие особенности советской культуры. http://www.ido.rudn.ru/ffec/cult/cu3-7.html http://otherreferats.allbest.ru/culture/00066091_0.html http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/22458/22541/ ----- Тот, кто правильно спрашивает, достигает гораздо большего, чем тот, кто правильно отвечает.
Ответ отправил: Гуревич Александр Львович (Профессионал)
Ответ поддержали (отметили как правильный): 1 чел.
Оценить выпуск »
Задать вопрос экспертам этой рассылки »Скажите "спасибо" эксперту, который помог Вам!Отправьте СМС-сообщение с тестом #thank НОМЕР_ОТВЕТАна короткий номер 1151 (Россия) Номер ответа и конкретный текст СМС указан внизу каждого ответа.
* Стоимость одного СМС-сообщения от 7.15 руб. и зависит от оператора сотовой связи.
(полный список тарифов) © 2001-2011, Портал RFPRO.RU, Россия
Авторское право: ООО "Мастер-Эксперт Про" Калашников О.А. | Гладенюк А.Г. Хостинг: Компания "Московский хостер" Версия системы: 2011.6.27 от 17.01.2011 |
В избранное | ||