Елена Петровна
Блаватская (урождённая Ган, нем. von Hahn; 31 июля [12 августа] 1831,
Екатеринослав, Российская империя — 26 апреля [8 мая] 1891, Лондон, Англия) —
русская дворянка, гражданка США, религиозный философ теософского
(пантеистического) направления, литератор, публицист, оккультист и
спиритуалист, путешественница.
Идеи Е. П. Блаватской
в литературе и искусстве
Александр Николаевич
Скрябин
Биографы выдающегося русского композитора и пианиста
Александра Николаевича Скрябина оставили много свидетельств о глубокой
увлеченности Скрябина теософскими идеями и о его уважительном отношении к Елене
Петровне Блаватской.
Скрябин перечитывал «Тайную Доктрину» чрезвычайно
внимательно, подчеркивая наиболее значимые места карандашом. Леонид Сабанеев в
книге «Воспоминания о Скрябине» (1925) писал, что «Тайная Доктрина» Блаватской,
а также журналы «Вестник теософии» постоянно лежали на рабочем столе Скрябина.
«Он верил … Блаватской как ребёнок верит родителям», — пишет Л. Сабанеев —
«Блаватская была для него большим священным авторитетом, чем какое-нибудь
Евангелие…». В присутствии Скрябина «против Блаватской спорить было уже
нельзя».
Другой биограф Скрябина, философ Б. Ф. Шлёцер, в 1923 году
писал:
«Не помню кто из его знакомых указал ему однажды, что в том,
что он говорит о Мистерии, о слиянии всех и возвращении мира к единству - есть
очень много общего с теософской доктриной, и посоветовал ему прочесть
Блаватскую. Здесь, по-видимому, уже можно говорить о влиянии: Скрябин, когда я
его увидел несколько месяцев спустя в Швейцарии, читал Блаватску и в беседе
постоянно пользовался теософскими терминами: говорил о планах, семи расах,
манвантарах и т.п. как о чём-то само собой разумеющемся, вполне ясном и
неопровержимым и горячо восставал против сомнений, которые я высказывал
относительности справедливости того или другого утверждения Блаватской,
возражая мне с упорством и горячностью неофита. Можно было действительно
подумать, что он стал правоверным теософом.
Однако, когда под влиянием его уговоров я стал читать
теософскую литературу, то убедился очень скоро, что языком теософским Скрябин
чрезвычайно свободно пользовался для выражения своего, личного, мыслей своих,
ожиданий и стремлений».
«Вообще к Блаватской он до конца своей жизни относился с
восхищением. В ней и в произведениях её, он сам признавался, привлекали его
смелая попытка грандиозного синтеза, широта и глубина её замыслов, всё то, что
он так ценил в другой области, и в Вагнере».
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2015 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.