Вопрос о времени и месте возникновения астрологии сложен,
поскольку достоверных сведений о ранних этапах становления астрологических
учений недостаточно.
Некоторые исследователи относят возникновение астрологии к
периоду мустьерской эпохи (около 40-100 тыс. лет назад), когда происходили
фиксации простейших наблюдений за движением Солнца, а также развивались
первоначальные навыки счета и геометрия в разных районах Евразии.
Точно можно сказать лишь, что не позднее последних веков III тыс. до н. э. в Месопотамии
уже была известна астрология предзнаменований: в это время велись
систематические астрономические наблюдения, а отдельным явлениям, таким как
появление комет, солнечные и лунные затмения и т. п., придавалось
астрологическое, предсказательное значение. Об этом свидетельствует найденный в
1847 г.
в Ниневийской дворцовой библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала клинописный
текст «Энума Ану Энлиль». Однако почти до начала новой эры астрология
оставалась мунданной и занималась предсказанием событий лишь государственного
масштаба; идея индивидуального гороскопа не была знакома вавилоно-ассирийским
астрологам.
Появление первых индивидуальных гороскопов датируют
приблизительно V—IV вв. до н. э. Именно к
этому периоду относятся наиболее древние из дошедших до наших дней личные
гороскопы. Вероятно, появление концепции индивидуального гороскопа было
обусловлено слиянием введённого к IV в. до н. э. в употребление 12-и знакового зодиака и
развивающейся традиции гемерологий, напоминающих календари-месяцесловы списков
благоприятных и неблагоприятных дней. Примером такого календаря может служить
папирус из Древнего Египта, относящийся к периоду XIX-ой или XX-ой династии (около 1200 г. до н. э.).
Окончательно традиция гороскопической астрологии сложилась
под влиянием греческой культуры около первого столетия н. э. В работе Птолемея
«Тетрабиблос», относящейся к тому времени, излагаются принципы классической
астрологии, которые сохранились практически неизменными вплоть до новейшего времени.
После укрепления связей между Индией и Греко-Римским миром в
III—V вв. н. э. греческие тексты, содержащие
сведения о гороскопической астрологии попали на Восток и были переведены на
Санскрит, положив начало индийской астрологической традиции. Хотя элементы
догреческой астрологии попали в Индию гораздо раньше. Не позднее середины I тыс. до н. э., после
захвата Ахеменидами северной Индии на Восток проникли знания вавилонской
астрономии и астрологии в той разновидности, которая содержится в текстах «Мул
Апин» (MUL.APIN).
Постепенно пути греческой и индийской астрологии расходятся.
Индийские астрологи разработали концепции, незнакомые эллинам, такие как,
например, концепция лунных домов (накшатр) и астрологии вопросов (хорарная
астрология). На Западе продолжал совершенствоваться математический аппарат
астрологии: вычисления становились строже, вершины домов гороскопа были
привязаны к астрономическим параметрам небесной сферы, была выдержана строгость
определения аспектов между планетами (в Индии эта концепция существует в
упрощённой форме).
Таким образом, к новейшему времени сложились две
родственные, но различающиеся деталями, традиции гороскопической астрологии:
Западная система астрологии;
Система индийской (ведической) астрологии.
Впоследствии к корпусу астрологии из-за внешнего сходства
были отнесены некоторые календарные системы, но строго говоря, не являющиеся
традициями гороскопической астрологии. К подобным календарным системам
относятся:
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите по адресу rasvopros@mail.ru с
пометкой «проблема» в теме письма.
Общий тираж рассылок
50 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2012 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.