Продолжаем изучение книги Альфреда Адлера «Наука жить».
Случаи.
Старшая сестра — скажем о ней несколько слов — пользовалась
гораздо большей благосклонностью, ведь было время, когда она как единственный
ребенок в семье являлась центром внимания и ей во всем потакали. Младшая сестра
родилась, когда ей было три года, и этот факт полностью изменил обстоятельства
жизни старшей девочки. Если прежде она безраздельно владела всеобщим вниманием,
то теперь внезапно она почувствовала себя низвергнутой с привычно занимаемого
места. В результате она стала драчливой, правда, проявлялось это только в
компании более слабых детей. На самом деле драчливость вовсе не признак
смелости, такой ребенок дерется только против более слабых. Попав в окружение
тех, кто сильнее его, он умеряет свою дерзость и становится капризным или
подавленным, и, вероятно, по этой причине в домашнем кругу он менее любим.
В подобных случаях старший ребенок чувствует, что его любят
уже не так беззаветно, как раньше, и в признаках изменившегося к себе отношения
видит подтверждение своего мнения. Виноватой более других в сложившейся
ситуации девочка считает свою мать, так как именно она принесла в дом сестру.
Этим объясняется то, что ее выпады в основном направлены против матери.
Младенец же оказывается в положении любимца без всяких
усилий и борьбы, ибо за ним, естественно, нужно постоянно присматривать,
ухаживать, баловать его, как любого другого младенца. Таким образом, младшая
сестренка, купаясь в любви, развивается как очень милое, очень нежное созданье:
она — центр семьи. Иногда добродетель торжествует в форме послушания!
Но попробуем проанализировать, что полезное сулят жизни это
очарование, нежность и доброта. Можно предположить, что девочка была столь
послушна и податлива, только потому, что ее баловали. Однако наша цивилизация
не слишком благосклонна к избалованным детям. Иногда отец, понимая это, желает
прекратить такое положение вещей, а иногда в ситуацию вмешивается школа.
Положение такого ребенка всегда неустойчиво, поэтому
избалованные дети чувствуют свою неполноценность. Пока они находятся в
благоприятной ситуации, это чувство остается незаметным, но как только
возникают сложности, мы видим, что у таких детей развивается подавленность или
комплекс превосходства.
Комплекс неполноценности и комплекс превосходства имеют
нечто общее, а именно то, что они всегда на бесполезной стороне жизни.
Высокомерный, дерзкий ребенок, ребенок с комплексом превосходства всегда будет
чужд полезной стороне жизни.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.