Продолжаем изучение книги Альфреда Адлера «Наука жить».
Общие положения
Необходимо уяснить, что слово "комплекс", которое
мы употребляем в отношении неполноценности и превосходства, отражает прежде
всего преувеличенные чувство неполноценности и стремление к превосходству. Если
мы посмотрим на вещи таким образом, это снимет кажущийся парадокс о двух
противоположных тенденциях, существующих в одном индивиде, так как очевидно,
что в норме стремление к превосходству и чувство неполноценности дополняют друг
друга. Если мы удовлетворены нынешним положением дел, в нас не должно быть места
для стремления превосходить и добиваться успеха. Поэтому, ввиду того, что так
называемые комплексы развиваются из естественных чувств, они не более
противоречивы, чем обычные чувства.
Стремление к превосходству никогда не исчезает, и
фактически, именно оно формирует разум и психику человека. Как мы говорили,
жизнь — это достижение цели или формы, а стремление к превосходству — это
движущая сила для достижения формы. Это своего рода поток, несущий вперед весь
материал, который может найти. Рассмотрим для примера ленивых детей. Недостаток
у них активности, отсутствие интереса к чему бы то ни было могут создать у нас
впечатление полного отсутствия у них движения. Но и у них мы найдем желание
превосходить других, желание, которое заставляет их говорить: "Если бы я
не был так ленив, я мог бы стать президентом". Их развитие и стремление,
если можно так сказать, относительны. Они высокого мнения о себе и
придерживаются - представления о том, что могли бы многое совершить и принести
немало пользы, если бы! Конечно же, это — ложь, выдумка, но все мы знаем, что
человечество очень часто удовлетворяется выдумками. И это особенно справедливо
в отношении людей, которым не хватает смелости: они вполне довольствуются
фантазиями. Не чувствуя в себе большой силы, они всегда идут в обход, желая
избежать трудностей. И благодаря этому бегству, благодаря постоянному уходу от
битвы, у них появляется ощущение, что они сильнее и умнее, чем это есть на
самом деле.
Нам известны дети, которые начинали воровать из чувства
превосходства.
Они полагают, что обманывая, дурача других и оставаясь
непойманными, они, таким образом, становятся богаче без особых хлопот. То же
чувство очень сильно выражено у преступников, которые считают себя героями.
Мы уже рассматривали эту черту с другой точки зрения, как
проявление частной логики. Это не имеет ничего общего со здравым смыслом или
общепринятой логикой, когда убийца думает о себе как о герое — это его
субъективное представление. Ему недостает смелости, и он хочет так уладить
дела, чтобы увернуться от необходимости действительно решать проблемы жизни.
Следовательно, преступность — это результат комплекса
превосходства, а не проявление фундаментальной и изначальной порочности.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.