Приветствую вас, дорогие подписчики и единомышленники и представляю очередной выпуск рассылки.
Как понимать "шесть дней творения"
"И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый
от всех дел Своих, которые делал" (Бытие 2:2).
Согласно Ветхому завету, мир был сотворен Богом за 6 дней. Но как понимать эти 6 дней?
Как 6 суток? Как 6 эпох? Или это вовсе метафора? Для ответа на эти вопросы обратимся к тем,
кого церковь считает авторитетами. То есть к святым.
Вот какие объяснения 6 дням творения дают разные святые.
Преподобный Иоанн Дамаскин: "От начала
дня до начала другого дня – одни сутки, ибо Писание говорит: И бысть вечер и
бысть утро, день един (Быт. 1, 5)". Но тот же Иоанн Дамаскин говорил: "Считается
семь веков сего мира, от сотворения неба и земли до общего скончания и воскресения людей".
Преподобный Ефрем Сирин: "Никто не
должен думать, что шестидневное творение есть иносказание; непозволительно
также говорить, будто бы, что по Писанию сотворено в продолжение шести дней, то
сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании сем представлены одни
наименования, или ничего не значащие, или означающие нечто иное".
Крупнейший православный канонист Матфей
Властарь: "Когда Бог приводил мир из небытия в бытие, тогда от первого дня даже
до седьмого было точное равноденствие, - ни день, ни ночь не превышали один
другую ни на мгновенье". То есть продолжительность всех "дней" была одинаковая.
Священномученик Михаил Чельцов: "Стоило
только получше вчитаться в текст Библии о сотворении мира, как стало ясно, что
Библия не дает оснований считать день творения за 24-часовой период времени, и
рушилась стена между библейскими сказаниями и данными науки о неопределенно
долгом периоде жизни Земли до появления человека".
Блаженный Августин: "Вечер же и утро
названы так не в смысле прошедшего и наступающего времени, а в смысле предела,
которым указывается, до коих пор простираются свойственные такой или иной
природе границы и откуда начинаются границы другой следующей природы: а может
быть, надобно искать какого-нибудь другого еще смысла этих слов. Если бы в
отношении к тому моменту, когда первоначально было создано все Словом Бога, мы
стали прилагать естественные движения вещей и обыкновенные пространства дней,
которые мы видим теперь, то потребовался бы не один, а многие дни".
Святой Феофил Антиохийский: "Этого семидневного творения никто из людей не может
надлежащим образом объяснить, ни изобразить всего домостроительства его; хотя бы жил
тысячу лет на этом свете и тогда не будет в состоянии об этом сказать что-нибудь
достойным образом, по причине превосходного величия и по богатству премудрости Божией,
присущей в этом шестидневном творении".
Встречается и следующее толкование "дня": "У Господа один день, как тысяча лет и
тысяча лет, как один день" (2 Петр. 3, 8; Псал. 89, 5).
Как мы видим, сами святые не дают однозначного определения "дня" творения.
Одни призывают толковать Библию буквально, другие говорят, что этого делать нельзя.
Только как же в таком случае понимать Библию?
Все материалы рассылки вы можете найти на сайте "Я - атеист" по адресу http://ateist.far.ru.