Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

О верах и религиях для верующих и неверующих


Приветствую вас, дорогие подписчики и единомышленники и представляю очередной выпуск рассылки.

Ислам

часть 2

Столпы веры

Понятие "ислам" тесно переплетено и неразрывно связано с понятием "вера" (иман). В исламском вероучении существуют шесть основополагающих постулатов:

  • Вера в Аллаха - творца всего сущего. Включает в себя ряд положений, главным из которых является единобожие.
  • Вера в ангелов. Ангелы - существа, сотворенные Аллахом из света, исполнители Божьей воли.
  • Вера в Священные писания, ниспосланные Аллахом через пророков. Имеются в виду божественные откровения, которые ниспосылались в различные периоды истории человечества. Мусульмане признают истинными тексты Таурата (Торы), Забура (Книги Псалмов Пророка Давида), Инджила (Евангелия). Но все предыдущие Писания были отменены Кораном. С точки зрения мусульманских богословов, современные варианты всех священных книг, кроме Корана, искажены.
  • Вера в пророков (посланников) божьих. Кораном и Сунной предписывается принять истинными всех посланников Аллаха. Они были посланы к разным народам и племенам, но посланником ко всему человечеству был только Мухаммед.
  • Вера в Судный день. Включает в себя веру в конец света, грядущее воскрешение, Божий Суд, наличие Ада и Рая (Ахира).
  • Вера в предопределение. Мусульмане верят в то, что Аллах предопределил судьбы всего сущего (Кадар), то есть в то, что все события происходят по замыслу Творца. Предопределение понимается как извечное знание Аллаха обо всех событиях и процессах, которые произойдут в мироздании; все события происходят с одобрения Аллаха, в соответствии с его знанием. Человек обладает свободной волей, имеет способность выбирать между добром и злом, и потому несет ответственность за свои поступки.

 

Столпы ислама

Столпы ислама сводятся к следующим пяти постулатам:

  • Шахада - соблюдение строжайшего единобожия (Таухид). Предписание засвидетельствовать принятие единобожия и посланническую миссию пророка Мухаммеда заключено в символе веры ислама: "Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед - Посланник Аллаха". В этой формулировке сосредоточена основная идея, из которой следуют все остальные теоретические и практические положения ислама. Веры в единого и единственного Господа и подтверждения пророческой миссии последнего Божьего Посланника Мухаммеда достаточно для принятия ислама.
  • Намаз - совершение ежедневной пятикратной молитвы (салят). Мусульмане совершают молитву строго определенным образом, в предписанное время, сопровождают ее соответствующими положениями тела. В разных течениях эти нормы отличаются незначительно. Во время молитвы читают суры Корана и мольбы (дуа).
  • Закят - материальное пожертвование. Мусульманин обязан ежегодно отдавать часть средств в помощь обездоленным и беднякам, сиротам, а также на некоторые социальные программы. Закят взимают в строго определенном количестве. Малоимущие мусульмане освобождены от выплаты закята. Закят - это разновидность поклонения Аллаху посредством расходования имущества.
  • Саум (ураза) - соблюдение поста в месяц Рамадан. Сущность поста заключается в поклонении Богу посредством воздержания от еды, питья и интимной близости в светлое время суток, более усердным служением Господу и старательным воздержанием от грехов в этот месяц.
  • Хадж - совершение паломничества в Мекку. Этот столп ислама обязателен к совершению один раз в жизни, только для тех мусульман, которые материально и физически могут совершить его.

Перечисленные пять столпов составляют фундамент, на котором построена жизнь мусульман.

 

Ислам как образ жизни

Ислам, по заявлениям его приверженцев, преследует цель сформировать добродетельную личность, здоровую семью и гармоничное общество.

Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной с точки зрения шариата пищи, напитков или вредных привычек. Абсолютно исключаются из употребления табак, алкоголь и любые наркотики. Запрещены азартные игры.

Семья в исламе - основной элемент общества. Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно (проведен обряд никах). Воспитание детей в лоне семьи является обязанностью супругов. Развод, будучи одним из самых богомерзких поступков, тем не менее допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения распадающейся семьи, не привели к положительному результату. Внебрачные связи запрещены, за них предусмотрено суровое наказание. Такие связи считаются главным источником полного разложения личности и общества, приводящим к нравственной, физической деградации людей.

Коран, рекомендуя мусульманским мужчинам иметь одну жену, позволяет им брать в жены до четырех женщин. Если у мусульманина несколько жен, он обязан уделять каждой равное внимание, любовь, одинаково обеспечивать их и не выделять особо какую-нибудь из них.

Исламское вероучение учит тому, что все люди на земле равны. Опираясь на фразу Пророка Мухаммеда: "Нет разницы между арабом и неарабом, между белым и черным, и люди равны между собой как зубцы гребня". В Коране говорится: "Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга [творили друг другу добро]. Ведь самый благородный из вас перед Аллахом - наиболее благочестивый".

 

Люди Писания

"Людьми Писания" (араб. Ахль аль-Китаб) мусульмане называют последователей иудаизма и христианства, а также назореев и сабеев (сура 2:62). Этим термином приверженцев упомянутых религий отделяют от так называемых язычников. Люди Писания имели право свободно исповедовать свою религию в исламском государстве. Мусульманам запрещено оскорблять или покушаться на их жизнь, имущество, честь и достоинство. Разрешено иметь с ними родственные связи (в частности, разрешено было жениться на женщинах из людей Писания, которые были в своей религии до пророчества Мухаммеда) и деловые отношения.

Люди Писания в Коране и Сунне, а впоследствии и целым рядом мусульманских духовных деятелей подвергаются последовательному осуждению за неприятие ими последнего пророка Мухаммеда, отказ от строгого монотеизма, искажение ими священных книг, отступление от "истинной веры". Их религии в мусульманской доктрине истинными и спасительными не считаются, в средние века им часто предписывалось носить даже особые отличительные одежды, как и иудеям, хотя данные меры были невсеобъемлющими в мусульманском мире, а отношения к последователям иных вер в разное время и в разных обстоятельствах было различным.

 

Символы ислама

Символом ислама было принято знамя таухида (единобожия), на знамени приведена шахада, что означает: "Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед посланник (пророк) Его".

Во времена пророка Мухаммеда и войн против Джахилии использовалось знамя таухида черного цвета, после окончания войн против арабских язычников и создания халифата цвет знамени был перенят на зеленый и стал государственным флагом Арабского халифата, по сей день является государственным флагом Саудовской Аравии. Черное знамя осталось боевым, и до сих пор используется в военном Джихаде, что во многих странах считается экстремистским.

После образования Османской империи символикой религии ислам еще стал полумесяц с звездой. Но многие мусульмане (в частности сунниты) считают это нововведением в религию, и против всяческих нововведений тем самым и символов, ведь согласно исламскому убеждению что всякое нововведение ведет в огонь, если это делается сознательно, а также указывают на то что язычество с подобного и начиналось.

 

Ислам и наука

Многие исламские богословы считают, что Коран поощряет развитие науки и научного знания, призывает людей задуматься о природных явлениях и изучать их. Мусульмане считают научную деятельность актом религиозного порядка, обязанностью мусульманской общины. В исламе наука и окружающий мир неразрывно связаны. Эта связь означает священный долг постижения научных знаний для мусульман, так как сам Коран рассматривает окружающий мир и природу как знамение Аллаха. Именно с таким пониманием наука развивалась в исламской цивилизации, в течение многих веков, до колонизации мусульманского мира. По мнению некоторых историков, современные научные методы были впервые разработаны именно исламскими учеными, такими как Ибн ал-Хайсам (известный на западе как Альхазен), а сама наука, в современном смысле этого слова, возникла внутри исламской цивилизации. Считается, что на разработку научных методов они были вдохновлены Кораном и Сунной.

Однако в средние века многие восточные ученые выступали против любых религиозных догм, в том числе мусульманских. Кроме того существует точка зрения, что остатки Александрийской Библиотеки были сожжены по приказу халифа Умара, а уцелевшие остатки античных рукописей погибли в 7-8 веках при установлении господства арабов-мусульман в Египте, однако достоверных сведений об этом не сохранилось. Существует лишь предание о том, что халиф Умар ибн Хаттаб дал повеление сжечь Александрийскую библиотеку, решив: "Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том, и в другом случае их надо сжечь".

Специалисты знают, что это всего лишь легенда, приписывающая Умару уничтожение книг, противоречащих Корану, но в популярной литературе эта легенда иногда преподносится как исторический факт. Однако ни Иоанн Никиуский, немало сообщающий о погромах и грабежах во время арабского завоевания, ни какой-либо другой христианский историк, не упоминает пожара библиотеки.

Мусульманскими учеными (арабами и жителями Средней Азии), которые познакомились с научным наследием Древней Греции были дальше глубоко развиты такие науки, как математика (включая сферическую геометрию и тригонометрию), логика, биология, медицина, астрономия, физика, география. Историки утверждают, что наука в исламской цивилизации процветала, но к 16 веку начинается спад.

 

На сегодня все. До новых встреч.

Все материалы рассылки вы можете найти на сайте "Я - атеист" по адресу http://ateist.far.ru.


В избранное