Приветствую вас, дорогие подписчики и единомышленники и представляю очередной выпуск рассылки.
О чудесах
Ничто не поражает так, как чудо, -
разве только наивность,
с которой его принимают на веру.
Марк Твен
Человек готов пойти на все,
лишь бы только не затрачивать
умственных усилий
Томас Эдисон
В Библии говорится, что Бог творит чудеса.
В Большом Энциклопедическом словаре чудо определяется
как "в религиозных и мифологических представлениях сверхъестественное явление,
вызванное вмешательством божественной, потусторонней силы".
Согласно Толковому словарю Даля "чудо есть всякое
явленье, кое мы не умеем объяснить по известным нам законам природы. Богу все
чудеса доступны. Христос являл чудеса, исцелял чудесами".
Таким образом, если исходить из определения Даля,
чудом является все необъясненное. Чудом иногда называют наступление крайне маловероятного события.
Однако кто сказал, что в этом случае чудеса
идут от Бога? Современная наука способна объяснить далеко не все явления космоса,
природы, общества и т.д. Но это свидетельствует только о том, что наука еще
не развилась до уровня, необходимого для объяснения данных явлений. Ведь достаточно
часто бывало, что сначала наблюдалось явление, а гораздо позже находилось научное
объяснение. Нередко, пока не было объяснения, его приписывали Богу. Самые яркие
примеры – это молния, которую считали божественными стрелами (древнегреческая
мифология, Зевс-громовержец) и заболевания, которые считались карой божьей.
Теперь мы знаем, что это молния – не что иное, как электрический разряд между
облаками, а болезни – вирусная инфекция или нарушение работоспособности какого-либо
органа, хотя вероятность заболевания зависит в том числе и от душевного состояния человека.
Несколько похожая ситуация возникла в начале 20
века в физике. Были открыты элементарные частицы, поведение которых нельзя было
объяснить классической механикой. Божественным чудом, правда, данное открытие
никто не называл, но наука того времени не могла найти объяснений. Они возникли
позже. Появилась квантовая механика.
Таким образом, необъяснимого в нашем мире очень
много, и чем больше мы можем объяснить, тем больше перед нами встает вопросов
и других необъяснимых явлений, которые со временем будут объяснены. Это нормально
и совершенно нельзя утверждать, что их творит Бог. Мы просто не знаем их причины
происхождения и природу.
Кстати, не раз возникал вопрос: почему люди склонны
верить в Бога, в сверхъестественные силы, а не искать объяснения возникающих
явлений? Ответ на него достаточно прост: потому что найти научное обоснование
бывает достаточно тяжело. Для этого зачастую надо долго изучать явление или
процесс, делать наблюдения, вникать в тонкости, нередко – обладать специальными
знаниями в данной, а иной раз и в смежных областях. Конечно, не все должны быть
учеными. Но ведь существует не только научные, но и популярные объяснения, основанные
на науке, но доступные всем. Их просто надо найти. Если их нет, значит, как
говорилось выше, наука еще не может дать объяснение. Однако куда как проще сказать,
что это идет от Бога. И все. И не искать никаких других путей. Да к тому же
не просто сказать, а поверить самому и убеждать в этом других.
Таким образом, неверно делать вывод, что чудеса идут от Бога. Таким явлениям можно найти вполне научное обоснование.
Также отсылаю всех заинтересованных к книге Александра Никонова "Религия как глобальный бизнес-проект".
В этой книге дается опровержение довольно многих чудес.
Есть ряд явлений, которые по сей день считаются чудом. Рассмотрим некоторые из них.
Благодатный огонь
Одним из чудесных явлений считается благодатный огонь, появляющийся на Пасху в Иерусалиме.
Специалисты в области химии говорят, что это явление - не что иное, как холодное горение.
И вот как это можно воспроизвести.
(Осторожно! - смесь при долгом стоянии взрывоопасна.
Изготовлять только в малых количествах. Выливать в унитаз в течение не более
часа после приготовления. Держать в стекле, вдалеке от любых горючих предметов.
Рекомендуется опыты делать в очках).
Ингредиенты (вполне доступны в течение последней тысячи лет):
концентрированная серная кислота (та, что заливается в аккумуляторы)
порошок марганцовки
Из обеих компонентов (не больше четверти чайной ложки каждого) делается кашица
(желательно в стекле, без контакта с металлами). Фокус готов.
Кашица (достаточно количества в четверть спичечной головки)
берется на стеклянную, керамическую или пластмассовую палочку и приводится в
соприкосновение с любым горючим объектом: например бумагой, ватой, фитилем спиртовки,
тонкой лучиной, хлопчатой тканью. Объект при этом немедленно воспламеняется.
Серная кислота является наиболее древним достижением
химии, и методы ее добычи были известны задолго до самого появления слова "химия".
Первые описания производства серной кислоты разложением минералов, содержащих
сульфат железа, были найдены у древних египтян. Позолоченные изделия, единственным
методом производства которых было использование царской водки (смеси азотной
и соляной кислот), широко использовались в греческой и римской цивилизации.
Обе кислоты (азотная и соляная) вплоть до прошлого века получались только действием
серной кислоты на их соли - селитру и поваренную соль, соответственно. Другие
методы (электрохимический, например) стали известны только в недавнее время.
Так что широкая доступность серной кислоты задолго до первых сведениях
о священном огне - это факт.
Кстати, к вопросу о доступности именно концентрированной
серной кислоты... Используемый алхимиками способ изготовления серной кислоты
разложением сульфата железа, собственно, концентрированную кислоту и дает.
Теперь по поводу марганцовки.
Ее в чистом виде тогда действительно не использовали, этот окислитель выбран
для того, чтобы сделать описание эксперимента производимым в домашних условиях.
Однако адекватный заменитель марганцовки - хромат калия, - издревле использовался для дубления
кож, и потому был вполне доступен древним химикам.
Итак, огонь "из ничего" есть. Но этот огонь, в отличие от благодатного, обжигает сразу.
Значит, нужен так называемый холодный огонь.
Холодный огонь имеют
многие эфиры органических и неорганических кислот. В частности, один из таких
эфиров (этиловый эфир борной кислоты) легко получить дома.
Ингредиенты:
сухая борная кислота, чайная ложка
этиловый спирт, чайная ложка
концентрированная серная или соляная кислота, одна капля.
Все это помещается в блюдце, перемешивается и слегка
подогревается на теплой (чтобы можно было держать руку) водяной бане. Выделяющийся
эфир борной кислоты можно поджечь (не поднося спичку близко к блюдцу, чтобы не зажечь спирт).
Эфир борной кислоты горит очень объемным, слегка зеленоватым
пламенем, которое не только не обжигает, но даже не греет ощутимо, в нем спокойно
можно держать руку.
Кстати, этот метод получения холодного пламени перекликается
с "нисхождением огня" в том, что после того, как эфир борной кислоты весь выгорит,
может начать гореть спирт, а его пламя действительно обжигает.
Если есть водяной холодильник и колба, эфир борной кислоты
можно собрать в чистом виде, хотя для демонстрации нисхождения вполне годится
его раствор в спирте, которым можно смочить руки, например.
Еще одна деталь - при горении образуется аэрозоль борной кислоты, который, хотя и не видно глазом,
нетрудно обнаружить при помощи газового анализатора.
Короче, для проверки этой гипотезы достаточно собрать
(например, в надувной шарик) хотя бы литр воздуха после проведения обряда "нисхождения
огня" и пропустить этот воздух через газовый хроматограф, посмотрев внимательно
на присутствие следов борной кислоты.
Как видно, простейшее оборудование,
доступное на каждой кухне, требуется для получения эфира. Его же использование
не требует никакого оборудования. Например, чтобы получить огненный шар, достаточно
смочить свою одежду заранее полученным эфиром, подождать некоторое время, пока
он испарится, зажечь. Горящее облако эфира (который сам по себе тяжелее воздуха)
будет двигаться с ветром.
Когда огонь уже горит, можно зажигать любые свечи.
На фотографиях и в телесъемке пламя выглядит прозрачным, слегка зеленоватым - так же, как у эфиров борной кислоты.
Наконец, с огнем связано и другое чудо. В Библии описан эпизод, когда Бог беседовал с Моисеем из горящего куста (Исх. 3.1 - 3.3).
Такой куст существует на самом деле, он и в наши дни встречается на Синайском полуострове и называется диптам, или куст Моисея. Это своеобразное растение выделяет летучее эфирное масло, которое легко воспламеняется на солнце. Экземпляр этого куста привезли даже в Польшу и посадили в горно-степном заповеднике в Скоротицах. В 1960 году газеты сообщили, что, к удивлению местных жителей, куст Моисея в жаркий день загорелся голубовато-красным огнем.
А теперь вернемся к благодатному огню.
Кустов диптама в Иерусалимском храме замечено не было. Однако различные ароматические эфирные масла умели выделять из растений методом холодного анфлеража с глубокой древности. Концентрация вещества при этом возрастает в тысячи раз, получается очень компактный продукт.
Масло диптама горит голубовато-красным огнём. Для многих веществ характерен ярко-желтый цвет пламени. В смеси с другими маслами, в том числе с обычным лампадным, цвет пламени может получиться каким угодно. Голубой- желтый- красный - перекрыт весь цветовой спектр.
Итак, эфирное масло может самовозгораться и гореть необжигающим огнём на открытом воздухе.
Безусловно, концентрация эфира, достаточная для воспламенения, существует только в нескольких локальных областях храма, где происходит самовозгорание. В кувуклии. В лампадах.
Фитили в свечах бывают хитроумные. Фарадей в своей "Истории свечи" упоминает восточные свечи с полыми фитилями. Подходящая конструкция для рассматриваемого случая: эфирное масло из полого фитиля может сравнительно легко загореться, быть погашено и опять загореться от разогревшегося "корпуса" свечи.
Простое лампадное масло (вазелиновое, каковое в церковных лавках продают) не может гореть без фитиля. А с добавлением летучих ароматических масел - может. В этом и состоит разница между горючими и огнеопасными жидкостями. Пламя может бежать по тонкой полоске бензина, пролитого на асфальт, на бетон - никаких фитилей в этом случае не требуется, потому что жидкость достаточно летуча. Горит не жидкость, а пары жидкости над ней. В нашем случае вначале будет преимущественно испаряться и гореть эфирное масло;
по мере его убывания начнёт испаряться и гореть вазелиновое, пламя станет горячим.
Можно предположить такой способ поджигания: нагретое диптамовое масло разбрызгиваются (из пульверизатора) сверху. Жидкость не горит без кислорода, а при попадании в воздух капли испаряются, загораются (сами, без поджигания!) и падают вниз. (Все три процесса происходят одновременно.) Точного попадания в лампаду не требуется - вокруг нее существует "пожароопасная" атмосфера. Если лампада заправлена соответствующей смесью масел.
И последнее. В 2008 году иерусалимский патриарх Феофил прямо заявил, что благодатный огонь -
"совсем не ежегодно свершающееся чудо, а лишь напоминание о свете, воссиявшем при Воскресении Христа,
а обряд Великой субботы - не чудо, а церемония".
Ничего страшного в этом признании нет. Достаточно вспомнить разговор первого главы Русской миссии в Иерусалиме,
епископа Порфирия Успенского, с патриаршим наместником, филадельфийским епископом Дионисием.
Последний откровенно говорил об обычном способе зажигания святого огня в кувуклии патриархом иерусалимским.
Преосвященный Порфирий пишет: "Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение
благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и вразумит и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо Великой субботы.
А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Святого Гроба".
Обратите особое внимание на выделенную фразу.
На сегодня все. До новых встреч.
Все материалы рассылки вы можете найти на сайте "Я - атеист" по адресу http://ateist.far.ru.