Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

О верах и религиях для верующих и неверующих, Эйнштейн и религия


Приветствую вас, дорогие подписчики и единомышленники и представляю очередной выпуск рассылки.

Верующие люди в качестве подтверждения своей веры любят приводить различных ученых, которые, по их словам, были верующими. Одним из наиболее часто упоминаемых ученых является Альберт Эйнштейн.

Альберт Эйнштейн - выдающийся физик-теоретик первой половины 20 века, основатель современной теоретической физики, автор ряда значительных физических теорий, самые известные из которых - общая и специальная теории относительности, вместе с Планком заложил основы квантовой теории, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, автор более 300 научных работ в области физики и около 150 работ по истории и философии науки, общественный деятель-гуманист, почетный доктор 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук, в том числе почетный иностранный член Академии наук СССР.

Кроме всего перечисленного, хорошо играл на скрипке.

Альберт Эйнштейн родился 14 марта 1879 года в южно-германском городе Ульме, в небогатой семье. Начальное образование получил в местной католической школе. Около 12 лет пережил состояние глубокой религиозности, однако вскоре чтение научно-популярных книг сделало его вольнодумцем и навсегда породило скептическое отношение к авторитетам церкви.

Вот кем вкратце является человек, о котором пойдет речь.

Во что верил Эйнштейн?

Так какое же отношение у этого выдающегося человека, которого называют гением, было к религии и к богу? Верил ли Эйнштейн в бога и, если да, то в какого?

Чтобы разобраться в этом, обратимся к тому, что говорил и писал сам Эйнштейн.

Цитата 1.

Я впал - хотя рожден был в абсолютно нерелигиозной семье - в глубокую религиозность; но в 12-летнем возрасте от религии резко отошел. Читая научно-популярные книги, я вскоре убедился, что в библейских сказаниях есть много такого, что просто не может быть правдой. В результате - впечатление, что молодежь намеренно обманывают.

Цитата 2.

То, что вы читали о моих религиозных убеждениях - разумеется, ложь. Ложь, которую систематически повторяют. Я не верю в Бога как в личность и никогда не скрывал этого, а выражал очень ясно. Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это, несомненно, беспредельное восхищение строением вселенной в той мере, в какой наука раскрывает его.

В 1929 году один нью-йоркский раввин задал Эйнштейну прямой вопрос: "Верите ли вы в бога?" Эйнштейн ответил:

Я верю в бога Спинозы, который проявляет себя в упорядоченной гармонии Вселенной, но не в бога, который занимается судьбами и поступками людей.

Еще более резко он выразился в интервью "Нью-Йорк Таймс" в ноябре 1930 года:

Я не верю в Бога, который награждает и карает, в Бога, цели которого слеплены с наших человеческих целей. Я не верю в бессмертие души, хотя слабые умы, одержимые страхом или нелепым эгоизмом, находят себе пристанище в такой вере.

Таким образом Эйнштейн не верил в того бога, которого представляет нам религия. В бога, который наблюдает за деятельностью людей, вмешивается в жизнь каждого человека, который карает и милует и которого можно о чем-либо попросить. Свою позицию он четко высказал в 1950 году в своем письме М. Берковитцу:

По отношению к Богу я агностик. Я убежден, что для отчетливого понимания первостепенной важности нравственных принципов в деле улучшения и облагораживания жизни не требуется понятие законодателя, особенно - законодателя, работающего по принципу награды и наказания.

Наконец, в 1954 году, всего за полгода до своей смерти, Эйнштейн в письме к немецкому философу Эрику Гуткинду так охарактеризовал своё отношение к религии:

Слово "Бог" для меня всего лишь проявление и продукт человеческих слабостей, а Библия - свод почтенных, но всё же примитивных легенд, которые, тем не менее, являются довольно ребяческими. Никакая, даже самая изощренная, интерпретация не сможет это для меня изменить.

Вместе с этим, Эйнштейн отрицал наличие какого-либо вселенского разума или мирового сознания.

Цитата 1.

Нет ни одного закона природы, который нельзя было бы свести к некоторому закону, сформулированному на языке пространственно-временных понятий. Из этого принципа вытекает, например, убежденность в том, что психические явления и связи между ними в конечном счете можно будет свести к физическим и химическим процессам, протекающим в нервной системе. Согласно этому принципу в казуальной (прим. - случайностной) системе явления природы нет нефизических элементов; в этом смысле в рамках научного мышления нет места ни для "свободы воли", ни для того, что называют "витализмом".

Цитата 2.

Когда же вы говорите о людях, рассуждающих о таких вещах, как свобода воли в природе, мне трудно найти подходящий ответ. Разумеется, эта идея абсурдна.

Однако, не веря в Бога и во вселенский разум, Эйнштейн называл себя религиозным человеком. Но и здесь сначала надо понять, какой именно смысл он вкладывал в понятие религии.

Я не могу найти выражения лучше, чем "религия" для обозначения веры в рациональную природу реальности.

Под "религией" Эйнштейн подразумевал не совсем то, что обычно обозначается этим словом. "Богом" для него стала целостная, не разъятая на части природа, а "религией" - вера в такую природу.

Я никогда не приписывал Природе никакой цели, преднамеренного стремления или чего-либо, чему можно дать антропоморфическое толкование. Природа - величественное здание, которое мы в состоянии постичь очень неполно и которое возбуждает в душе мыслящего человека чувство скромного смирения. Это поистине благоговейное чувство с мистицизмом ничего общего не имеет.

Итак, вот в какого бога верил Эйнштейн и какую религию исповедовал он сам. Он просто использовал существующие термины "бог" и "религия" для обозначения своих взглядов. Но вкладывал в них совершенно иной смысл.

Надеюсь, все вышеизложенное дает ясное представление о том, что в Бога Эйнштейн не верил.

О религии и науке

Но как возникают религии и почему люди начинают верить в Бога? Отвечая на эти вопросы, Эйнштейн говорит следующее. Все, что сделано и придумано людьми, связано с удовлетворением потребностей и утолением боли. У первобытных людей религиозные представления вызывает прежде всего страх - страх перед голодом, дикими зверями, болезнями, смертью. Так как на этой ступени бытия понимание причинных взаимосвязей обычно стоит на крайне низком уровне, человеческий разум создает для себя более или менее аналогичное существо, от воли и действий которого зависят страшные для него явления. После этого начинают думать о том, чтобы умилостивить это существо. Этот этап называется "религией страха".

Другим источником религиозных образов служат общественные чувства. Отец, мать, вожди большого человеческого коллектива смертны и могут ошибаться. Стремление обрести руководство, любовь и поддержку служит толчком к созданию социальной и моральной концепции бога. В Ветхом завете можно проследить превращение религии страха в моральную религию. Продолжение этой эволюции можно обнаружить в Новом завете.

Однако существует и третья ступень развития религии. Эйнштейн назвал ее космической религией. По его мнению, религия на третьей ступени развития должна преодолеть идею личностного Бога и заменить его на идею гармонии и величия Вселенной.

Но почему же с развитием науки люди не перестают верить в Бога?

Природа человека такова, что он всегда стремился составить для себя простой и не обремененный излишними подробностями образ окружающего его мира. При этом он пытался построить картину, которая дала бы до какой-то степени реальное отображение того, что человеческий разум видит в природе.

Смысл в том, что человек не стремится к усложнению. Он готов принять самое простое объяснение устройства мира и поверить в него, не утруждая себя вниканием в суть процессов и явлений. То есть человек не склонен задавать вопрос "почему" и искать на него достоверный ответ. Почему происходит так, а не иначе? По воле божьей. А, ну ладно. Все. Вот вам и картина мироздания.

А вот еще одно объяснение тому, почему люди склонны верить во всяческие чудеса.

Подобно другим животным, человек по своей природе апатичен. Если бы не было необходимости, то он бы не думал, а действовал бы как автомат, по привычке.

Если нет необходимости, человек не будет думать, анализировать, сопоставлять. Так поступает большинство верующих людей. Все по воле божьей. И все. Думать уже не надо.

Обратите также внимание на первую часть приведенной выше фразы: "подобно другим животным". Эйнштейн считает человека неотличимым от животных. И это вполне логично и не должно вызывать удивления или отторжения.

Наконец еще одно объяснение тому, почему люди склонны верить во всяческие чудеса.

Сырой материал, поступающий от органов чувств, - единственный источник нашего познания, может привести нас постепенно к вере и надежде, но не к знанию, а тем более к пониманию закономерностей.

То что мы видим, слышим, ощущаем может дать нам веру во что-то, но не более того. Классический пример. С древних времен люди видели, как Солнце каждое утро поднимается на востоке и каждый вечер заходит на западе. Какой вывод сделали древние люди? Очень простой, но, тем не менее, совершенно неправильный: Солнце вращается вокруг Земли. Долгое время это заблуждение владело умами людей, пока Коперник не открыл, что на самом деле Земля вращается вокруг Солнца. И даже после этого его открытие долгое время считалось противоречащим Библии, где сказано, что Солнце расположено на небесной тверди, и потому еретическим.

Другой не менее известный пример. Если поместить ложку в стакан с водой, она будет казаться изломленной. Мозг понимает, что на самом деле это не так, но органы чувств (глаза) показывают нам совершенно другое.

Так можно ли в таком случае доверять нашим органам чувств, если они могут дать нам недостоверную информацию? Ведь все экспериментальные данные получаются с помощью наблюдений за объектом исследования, то есть с помощью тех самых органов чувств. Может быть, правильнее было бы доверять только тем данным, которые получены с помощью теоретического мышления?

Опять нет. Истина возникает только тогда, когда данные теоретического мышления подтверждают данные наблюдений и наоборот. Вот что говорит Эйнштейн по этому поводу.

Истинность теоретического мышления достигается исключительно за счет связи его со всей суммой данных чувственного опыта.

Известный философский закон единства и борьбы противоположностей.

В пользу совокупности теоретического и чувственного опыта говорит также следующая цитата.

С помощью физических теорий мы пытаемся найти себе путь сквозь лабиринт наблюдаемых фактов, упорядочить и постичь мир наших чувственных восприятий. Мы желаем, чтобы наблюдаемые факты логически следовали из нашего понятия реальности. Без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира, не могло бы быть никакой науки. Эта вера есть и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества.

Эйнштейн также считал, что именно наука поможет изжить те религиозные предрассудки, которые были свойственны первобытным людям.

Одухотворение причинных связей в том виде, в каком оно характерно для первобытных людей, не является бессмысленным само по себе, а лишь постепенно, под давлением накопленных фактов, вытесняется наукой.

Правда, сам Эйнштейн признавал, что идея Бога вряд ли будет когда-либо полностью опровергнута наукой. Но при этом он предлагал отказаться от того Бога, которого предлагают нам все религии, а задачей религии видел просвещение людей, но просвещение с помощью науки.

Говоря о религии, Эйнштейн отмечал также следующее.

Было бы очень скверно для людей, если бы их можно было удерживать лишь силой страха и кары и надеждой на воздаяние по заслугам после смерти.

Так есть ли от религии, в классическом понимании этого слова, какая-нибудь польза? В чем цель религии? Эйнштейн считал, что польза есть. По его мнению, религия должна освобождать и направлять человека. Но делать она это должна, опираясь на науку. Вот что он писал по этому поводу.

Цель религии — освободить человечество, насколько это возможно, от рабства эгоцентричных устремлений, желаний и страхов.

Путем понимания человек достигает далеко идущего освобождения от оков личных надежд и желаний и тем самым убеждается в скромном положении мозга по отношению к величию причины, воплощенной в сущем, которая в своей бездонной глубине недоступна человеку. Эта позиция, однако, как мне представляется, является религиозной в самом высшем смысле этого слова. И мне кажется, что наука не только очищает религиозные побуждения от шлака антропоморфизма, но также вносит вклад в религиозное одухотворение нашего понимания жизни.

Чем дальше продвигается духовная эволюция человечества, тем более определенно мне представляется, что путь к истинной религиозности проходит не через страх жизни, страх смерти и слепую веру, но через стремление к рациональному знанию.

Итак, "путь к истинной религиозности проходит через стремление к рациональному знанию", то есть через науку.

Необходимость заниматься наукой и развивать ее Эйнштейн особо подчеркивал.

Так же, как и Пуанкаре, я считаю, что наукой стоит заниматься, ибо она позволяет открывать красоту природы. Наградой ученому служит то, что Анри Пуанкаре называет радость познания, а не те возможные применения, которые может найти его открытие.

Истинными учеными Эйнштейн считал тех ученых, которые пришли в науку ради самой науки, а не ради открытий, которые принесли бы им славу или ради денег, которые можно получить, внедрив эти открытия.

Более того, Эйнштейн считал науку не только нужной, но и полезной для человечества.

Всеобщий интерес к научной теории вовлек в игру высшие сферы духовной деятельности, что не может не иметь огромного значения для морального исцеления человечества.

Но почему же достижения науки приносят так мало удовлетворения простым людям?

Почему блестящая прикладная наука, приводящая к такой экономии труда и так облегчающая жизнь, приносит нам так мало счастья? Простой ответ гласит: потому, что мы еще не научились разумно пользоваться ей.

В заключении рассмотрим вопрос: в чем связь науки и религии? Наиболее часто цитируют следующую фразу Эйнштейна:

Наука без религии хрома, религия без науки слепа.

Отвечая на этот вопрос, Эйнштейн говорил, что наука выявляет "то, что есть", а цель религии - устанавливать "то, что должно быть", то есть в каком направлении должно идти развитие человечества и как должны применяться открытия науки. Напомню, что по своим взглядам Эйнштейн был гуманист. Но при этом он считал, что религия не может и не должна судить о научных фактах и заниматься обоснованием картины мира.

В науке можно только удостовериться в том, что есть, но не в том, что должно быть. Религия, с другой стороны, имеет дело только с оценками человеческих мыслей и поступков. Она не может обоснованно говорить о фактах и взаимоотношениях между ними.

Однако религия то и дело занимается тем, что пытается обоснованно говорить о том, как создана Вселенная, как создан человек, как идет развитие. Хотя это не ее задача. Это - задача науки.

 

Заключение

Итак, из вышеизложенного видно, что Эйнштейн не верил в Бога.

Эйнштейн считал, что наука нужна человечеству и стоит ей заниматься. Религия, как и наука, тоже нужна человечеству. Но под религией Эйнштейн понимал не веру в Бога, построенную на идее страха и воздаяния по заслугам. Религия должна строиться на идеях просвещения. Именно в направлении и просвещении видел Эйнштейн задачу религии.

К сожалению, современная религия занимается вовсе не этим. Она только направляет верующих людей. Но делает это отнюдь не научным путем.

Эйнштейн продолжал свой поиск до самых последних своих дней, но искал он не того бога, который являлся Аврааму или Моисею. Для него богом были мировой порядок и гармония, а религией - вера в этот порядок.

 

На сегодня все. До новых встреч.

Все материалы рассылки вы можете найти на сайте "Я - атеист" по адресу http://ateist.far.ru.


В избранное