Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

О верах и религиях для верующих и неверующих, О грехах


Приветствую вас, дорогие подписчики и единомышленники и представляю очередной выпуск рассылки. Сегодня мы поговорим о грехах.

От людей верующих постоянно слышишь: человек грешен. И не только грешен (по определению), но и должен постоянно напоминать себе об этом и постоянно просить за это прощения у бога ("Прости меня, грешного").

Грех - прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, богов, предписаний и традиций); реже - нарушение доминантных морально-этических правил и норм, установившихся в обществе. Грех является следствием акта воли индивида, подразумевает вину и влечёт за собой воздаяние. Греховным может быть действие или бездействие, слово, мысль, желание, чувство.

В христианстве, в соответствии с мнениями святых отцов, грех - это не просто какой-то неблаговидный или аморальный поступок, это прежде всего нарушение воли Божией, заповеди Божией, законов духовной жизни, установленных Самим Творцом (из книги "Исповедую грех, батюшка").

В православной церкви нет общепризнанного полного списка ("канона") грехов. "Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем" (Иак.2:10). Но вообще список грехов весьма внушителен. Приводить его здесь, пожалуй, не буду (он есть на сайте). Однако имеется 7 смертных грехов и противоположные им 7 добродетелей.

Грехи смертные, то есть делающие человека повинным смерти души:

  1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему: словом - гордость до самообожания.
  2. Сребролюбие. Жадность к деньгам, соединённая большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.
  3. Блуд (то есть половая жизнь до вступления в брак), прелюбодеяние (то есть супружеская измена). Распутная жизнь. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чём дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Сладострастные мысли, неприличные разговоры, даже единый взгляд, обращённый с вожделением на женщину, причисляется к любодеянию. В Библии говорится: "Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй, а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём" (Мф. 5, 27. 28). Если взирающий с вожделением на женщину грешит, то и женщина не невинна в том же грехе, если она наряжается и украшает себя с желанием, чтобы на неё обращали взгляды, прельщались ею, "ибо горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит".
  4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.
  5. Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединённое со страстною привязанностью к различным увеселениям. Пьянство, употребление наркотиков.
  6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения (как, например, Ирод, который в гневе своём избил Вифлеемских младенцев). Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные жестокие и колкие слова. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.
  7. Уныние. Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Излишнее упокоение сном. Депрессия, отчаяние (что нередко доводит человека до самоубийства), отсутствие страха перед Богом, совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни.

В книге "Исповедую грех, батюшка" приводится обширнейший список грехов.

В общем, список весьма внушительный, с какой стороны его не рассматривай. Не отмыться вовек. Видимо поэтому человек и должен считать себя грешным и постоянно "бить себя по голове" подобными напоминаниями.

Причем под понятие греха можно подвести что угодно. Например, поведение маленького ребенка, который не слушается родителей. Грешен, потому как огорчает родителей. Хоть и младенец, а уже по уши в грехах. А чем старше становится - тем грешнее будет.

В это и есть парадокс. Человек рождается безгрешным, чистым. Про так называемый "первородный грех" пока говорить не будем. И по идее его жизнь должна быть стремлением вверх, к совершенству. Но церковь требует постоянно напоминать самому себе: ты грешен, ты плохой. Чем больше живешь, тем больше у тебя грехов. Напоминай себе об этом, почаще кайся. Но разве это путь к совершенству? Разве может быть уверенным в себе и в своих силах человек, который считает себя плохим, грешным, никем?

О 7 добродетелях, противоположных главным греховным страстям:

  1. Любовь.
    • Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию.
    • Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения.
    • Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице.
    • Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних.
    • Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам.
    • Бездействие телесных чувств при молитве.
    • Молитвенная сила, побеждающая грех.
    • Отступление всех страстей.
    • Глубина смирения и униженнейшего о себе мнения.
  2. Нестяжание.
    • Удовлетворение себя одним необходимым.
    • Ненависть к роскоши.
    • Милосердие к нищим.
    • Любление нищеты евангельской.
    • Упование на Промысел Божий.
    • Последование Христовым заповедям.
    • Спокойствие и свобода духа.
    • Мягкость сердца.
  3. Целомудрие.
    • Уклонение от всякого рода блудных дел.
    • Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов.
    • Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и ещё более осязания.
    • Скромность.
    • Отказ от помышлений и мечтаний блудных.
    • Служение больным и увечным.
    • Воспоминание о смерти и аде.
    • Начало целомудрия - ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия - чистота, зрящая Бога.
  4. Смирение.
    • Страх Божий.
    • Ощущение его при молитве.
    • Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущается присутствие и величие Божие, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто.
    • Глубокое познание своего ничтожества.
    • Изменения взора на ближних, причём они без всякого принуждения, кажутся смирившемуся превосходнее его во всех отношениях.
    • Явление простодушия от живой веры.
    • Ненависть к похвале человеческой.
    • Постоянное обвинение и укорение себя.
    • Правота и прямота.
    • Беспристрастие.
    • Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов.
    • Отвержение премудрости земной, как непотребной пред Богом (Лк. 16, 15).
    • Оставление словооправдания.
    • Молчание перед обижающим, изученное в Евангелии.
    • Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского.
  5. Воздержание.
    • Удержание от излишнего употребления пищи и пития, в особенности от употребления в излишестве вина.
    • Хранение точное постов, установленных Церковью.
    • Обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, жизни и покоя её.
  6. Кротость.
    • Уклонение от гневных помыслов и от возмущения сердца яростью.
    • Терпение.
    • Последование Христу, призывающему ученика Своего на крест.
    • Мир сердечный.
    • Тишина ума.
    • Твёрдость и мужество христианские.
    • Неощущение оскорблений.
    • Незлобие.
  7. Трезвение.
    • Усердие ко всякому доброму делу.
    • Внимание при молитве.
    • Тщательное наблюдение за всеми делами, словами, помышлениями и чувствами своими.
    • Крайняя недоверчивость к себе.
    • Непрестанное пребывание в молитве и слове Божием.
    • Благоговение.
    • Постоянное бодрствование над собою.
    • Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов.
    • Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.

Вот так. Добродетели, в частности, это униженнейшее о себе мнение ("ты никто и звать тебя никак"), ненависть к похвале, постоянное (ПОСТОЯННОЕ!) обвинение и укорение себя, ненависть (во даже как!) к роскоши и любление нищеты евангельской. Вам это нравится? Мне - нет.

 

Обратимся теперь к исламу и посмотрим, что является грехом там.

Грехи неверия:

  • неверие
  • лицемерие
  • придание Аллаху сотоварищей
  • вероотступничество

Грехи тела:

  • нанесение татуировки
  • уподобление противоположному полу
  • изменение тела (выщипывание бровей, покраска волос и бороды; исключение составляет покраска хной)
  • ношение мужчиной золотых изделий и шёлка

В исламе различают 7 видов органов человека, которые могут совершать грехи. К ним относятся: глаза, уши, язык, руки, ноги, живот и половые органы.

Грехи глаз

  • похотливый взгляд
  • рассматривание срамных частей тела (аврат). Для женщин авратом считается всё тело, кроме овала лица и кистей рук, для мужчин - от пупка до колен включительно
  • презрительный взгляд на человека
  • подсматривание и подглядывание в чужой дом, замочную скважину и т. д.

Грехи ушей

  • подслушивание разговоров людей, не желающих, чтобы их слышали
  • прослушивание запрещённой музыки и звуков
  • слушание клеветы, злословия, сплетней и тому подобное

Грехи языка

  • проклятие
  • обман
  • громкое оплакивание, крики и причитания по усопшему
  • лжесвидетельство и ложная клятва
  • злорадство (шамата)
  • высмеивание (сухрия)
  • упрек (манн)
  • пустословие (лягу)
  • зыхар - это говорить своей жене: "Ты для меня как спина моей матери". Некоторые употребляют это выражение (или слова такого же значения), имея в виду, что он будет относиться к жене как к родной матери и воздерживается, отказывается от полового акта с ней
  • сквернословие (базаг)
  • сплетни (намима) - передача слов от одних людей к другим, для того чтобы поссорить их и испортить отношения между ними. Для того, чтобы подобная передача слов от одного человека к другому считалась намимой необязательно обманывать или передавать ложные сведения, а достаточно рассказать то, что является правдой
  • ложь
  • клевета в адрес какого-либо человека. Это запрещенное Исламом деяние, являющееся большим грехом. Клеветники будут подвержены Аллахом мучительному наказанию. Самой большой клеветой является многобожие (ширк) и вера в могущество кого-либо кроме Аллаха
  • бухтан - сплетни, наговор, недостоверная информация о человеке
  • гыйбат, гыба, гайбат (от араб. хула, поклеп;) - заглазное осуждение, сплетня в адрес какого-либо человека, стремление разузнать личные тайны человека для предания их гласности. Гыйбат - "говорить о третьем лице в его отсутствие нелицеприятные вещи, осуждать за глаза, охаивать". Это слово одного корня со словом "гайб - неизведанное, скрытое". В Коране и хадисах пророка Мухаммеда понятие гыйбат часто сравнивается с поеданием мяса мёртвого человека. "Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата" (Коран, 49: 12). Гыйбатом так же считаются любые разговоры об отсутствующем человеке, которые ему бы не понравились, даже если это правда. Исламская религия запрещает эти деяния и рассматривает их одними из самых богопротивных. Гыйбат является одним из самых больших грехов в Исламе. Гыйбат разрешается только в нижеследующих случаях: При свидетельствовании на суде; В случае, если человек страдает от несправедливости какого-нибудь деспота; Если осуждается человек, который совершенно открыто, не стесняясь общества, совершает греховные деяния
  • обвинение в грехе (казф) - клевета в адрес какого-либо человека о совершении им прелюбодеяния. Затем это слово приобрело новое значение - обвинять кого-либо в совершении какого-то греха

Грехи рук

  • обвешивание, обмеривание и воровство
  • грабёж, разбой
  • убийство без права
  • избиение, искалечивание, живодерство
  • взяточничество
  • азартные игры
  • прикосновение с вожделением к лицам противоположного пола
  • создание идолов, скульптур одушевленных созданий
  • написание того, что запрещено произносить (см. Грехи языка)

Грехи ног

  • путешествие женщины без махрама
  • прохождение перед молящимся при выполнении условия ограждения (сутра)
  • бегство жены, должника, раба и т. д.
  • горделивая, кичливая либо вызывающая походка

Грехи живота

  • употребление в пищу того, что получено незаконным путём (харам) в результате ростовщичества, воровства и т. д.
  • употребление спиртного, опьяняющих и одурманивающих веществ (наркотиков)
  • употребление в пищу нечистот (наджаса), мяса животных, запрещенных Шариатом (свинина, мертвечина, мясо хищников и животных заколотых без упоминания имени Аллаха)

Грехи половых органов

  • прелюбодеяние (зина)
  • гомосексуализм и лесбиянство
  • анальный секс (лиуат)
  • скотоложство
  • онанизм
  • совершение полового акта во время менструации или послеродовых выделений; или же после их прекращения и до совершения женщиной аль-гусуль; или после его совершения женщиной без намерения о снятии большого хадаса, или при отсутствии одного из условий аль-гусуля
  • обнажение половых органов перед тем, при ком запрещено это делать
  • исправление нужды на могилу, в тени где отдыхают люди, стоячую воду и т. д.

Нравственные грехи

  • высокомерие
  • гордыня
  • тщеславие (самолюбие)
  • лицемерие (показуха)
  • зависть
  • хитрость (коварство, предательство)
  • жадность (скупость)

Заметим - некоторые деяния считаются грехами, если происходят против мусульман. Против других людей - грехом не считается.

Прощение грехов и у христиан, и у мусульман происходит через покаяние, в котором верующий при устном исповедании грехов своих пред священником получает чрез него прощение грехов от самого Бога. От кающегося требуется искреннее сокрушение о грехах, твердое намерение исправить свою жизнь и уверенность в милосердие Бога.

Есть грехи, которые признаются непростительными. Но и тут священники нашли обходной путь. Они непростительны не по недостатку милосердия Божия, а потому что люди впадающие в них, сами, по своему ожесточению и упорству, не способны обратиться к Богу с раскаянием в них. Выкрутились. Это не Бог тебя не прощает, у Бога милосердия в запасе - выше крыши. Это грешник такой плохой, что не может сам себя простить.

А вот что сказали на одном православном форуме:

Грех - это понятие духовное... Отрицающий Бога греха для себя не имеет. С тем и живет... Человек пребывающий в Боге, свои скромные желания и те воспринимает греховно... Ибо ими грешит своеволием... То есть нарушает заповедь, "да будет на все Святая воля Твоя!"

Из этих слов можно сделать да вывода:

  1. К атеистам (отрицающим бога) данная классификация грехов никакого отношения не имеет. Что вполне справедливо. У нас своя классификация.
  2. Для верующего человека иметь собственные желания - это грех! Своеволие оказывается. Как же им, бедным, жить интересно?

И далее:

Сами по себе мысли не имеют греха. Мысль дана в помощь человеку. Но вот желания греховны, если они идут от нашего произволения. Даже желание помочь ближнему. Так как помощь наша может вдруг навредить ему. Посему Православные молятся перед началом дела и просят Бога, если дело против Его воли, пусть разрушит это дело.

Ну ничего себе. А как же свобода воли, которая дана человеку? Ведь Бог судит людей по их поступкам. А если человек каждый раз будет советоваться, то он так и не научится поступать самостоятельно. Т.е. всю жизнь будет уподобляться младенцу, которому постоянно помогают. Да и у младенца наступает период, когда он отвергает родительскую помощь (причем отвергает иной раз категорически, с криком) и говорит: я сам. И делает. И получается, пусть даже не сразу.

На сегодня все. До новых встреч. Со следующего выпуска открываем большую и интересную тему: об эволюции.

Все материалы рассылки вы можете найти на сайте "Я - атеист" по адресу http://ateist.far.ru.


В избранное