Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Правила жизни

  Все выпуски  

Правила жизни Конфликты и дипломатия


Выяснение отношений – неизбежная сторона человеческого общения, которое было, есть и будет. Конфликты – это реальность. Если в вашей жизни совсем нет конфликтов, значит, вы умерли.

У каждого из нас есть автоматические реакции на сложные ситуации. Часто реакцией на конфликт является калька с опыта наших родителей или с нашей детской непосредственной реакции. Но посмотрите, насколько они эффективны в настоящей, взрослой жизни. Проверьте себя – всегда ли вы конструктивно решаете подобные проблемы или как в детстве падаете на пол, плачете и стучите ногами? В жизни, из одних и тех же ситуаций существует множество выходов. И в зависимости от ваших целей, вашего характера и привычек вы можете выбирать ту или иную форму поведения.

Среди основных моделей поведения, используемых для решения конфликтов, выделяют следующие:
 

∙ уход от конфликта(уклонение, избегание) для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных цепей;

∙ противоборство, конкуренция. То есть способ достижения цели, даже в ущерб партнеру;

∙ приспособление, уступчивость. С принесением в жертву собственных интересов при условии достижения интересов второй стороны;

∙ сотрудничество.Нахождение альтернативы, приемлемой для обоих участников;

∙ компромисс.

Выбор стратегии в первую очередь определяется расстановкой сил и личной позицией. Рассмотрим их подробнее.
 

1. Уход от конфликта (уклонение, избегание).

Подобное поведение предполагает смирение с ситуацией конфликта, спокойное «присутствие» при ней, наблюдательскую позицию и отсутствие какого-либо вмешательства в ход событий. От конфликта просто уходят в тех случаях, когда для участника переговоров не принципиально решение данного вопроса по тем или иным причинам или же сохранение мира более выгодно стратегически. Такой же подход практикуют в случае, если складывающаяся ситуация слишком сложна, а у участника не хватает власти или сил для решения конфликта желательным образом. Поэтому он уклоняется от спора, отстаивания своих прав, воздерживается от высказываний своей позиции и даже от сотрудничества при разработке окончательного решения. Таким образом, человеку удается снять с себя ответственность за принятые решения.
 

2. Противоборство, конкуренция.

Модель, прямо противоположная предыдущей. Она подразумевает ведение активной борьбы участника переговоров за отстаивание своих интересов, с применением всех возможных способов и средств. Эта модель поведения обычно характеризует участников, ставящих свои интересы 

превыше остальных и достигающих их любой ценой. Поэтому этот стиль поведения обычно сочетается с достаточно жесткой стратегией переговоров и антагонизмом по отношению к другим участникам переговоров, в случае несогласия с озвученной позицией. Из средств, применяемых при жестком противоборстве, могут быть применение власти, давление на оппонента, принуждение в принятии выгодного одному из участников решения, равно как и использование манипуляций и прочих не совсем честных приемов.
 

3. Уступчивость, приспособление.

Эта модель поведения предпочтительна, если во главе угла стоит сохранение хороших отношений любой ценой. То есть действия участника переговоров, прежде всего, направлены на сглаживание возникающих разногласий, иногда даже в ущерб своим интересам. Такая политика применима в тех случаях, когда либо решаемый вопрос не столь значителен, либо сохранение внешне хороших отношений для участников важнее победы в споре, либо при достаточно слабой позиции, малых шансах на победу, недостатке власти и возможностей влиять на ход событий.
 

4. Сотрудничество.

Представляет собой такое взаимодействие между участниками, при котором представители обеих сторон активно участвуют в поиске альтернативного решения с оказанием обоюдной возможной помощи, с учетом интересов друг друга. Для полноценного сотрудничества необходимо всестороннее обсуждение возникшего вопроса или проблемы, с открытым разбором всех мнений, интересов, возникающих проблем, причем обязательно в двустороннем порядке. Только обоюдной заинтересованностью в результате можно добиться оптимального решения.
 

5. Компромисс.

При таком виде поиска решения оно достигается путем взаимных уступок. В результате достигается некое промежуточное решение, устраивающее обоих, на данный момент служащее оптимальным вариантом, поскольку хоть стороны остаются без особого выигрыша, но и никто не проигрывает. К компромиссным решениям прибегают в тех случаях, когда стороны имеют разнонаправленные и взаимоисключающие интересы, оппоненты имеют равную степень влияния на ход событий и недостаточное количество времени для нахождения чего-то лучшего. Поэтому приходят к этому промежуточному решению на определенный промежуток времени.

Используя такие стили поведения, как избегание или уступчивость, стороны активно не противоборствуют, но и суть проблемы не решается. Кроме того, сам конфликт еще и приобретает вид скрытого, что также в дальнейшем будет затруднять единой договоренности. Противоборство более открытая позиция, и тоже зачастую ведет к положительным результатам, по крайней мере, для одной из сторон. Компромиссные решения проблем не решают, они только помогают принести частичное облегчение ситуации на время. Поэтому к ним прибегают только в случаях крайней необходимости. Получается, что сотрудничество является самой 

оптимальной формой взаимодействия, реализующей в максимальной степени поставленные цели и задачи.

Каждая модель хороша по-своему – все зависит от конкретной ситуации. Если вы конфликтуете с начальником, то вам, как правило, остается приспособление, иногда компромисс, в худшем случае – полный разрыв отношений. Возможно, ваш оппонент не заинтересован в сотрудничестве с вами. А открытое противоборство заканчивается в таких случаях весьма прогнозируемо и явно не в вашу пользу.

Иное дело, если человек от вас зависит. Вы можете себе позволить выбрать любую линию поведения. Естественно, для каждой стратегии решения конфликта есть свой алгоритм психологических приемов. В противоборстве можно использовать психологические атаки, для компромисса уместно ведение деловых переговоров.

Проведите такой эксперимент. Разделите страницу на пять частей и напишите, какие стратегии решения конфликтов вы чаще всего используете на работе, дома, в общественных местах, в дружеской компании. А теперь задумайтесь:

∙ От чего зависит ваш выбор?

∙ Возможны ли альтернативные варианты?

∙ Что вас останавливает?

∙ Боитесь ли вы сломать сложившийся стереотип своего поведения?

∙ Чем это будет чревато для вас?

Избежать конфликта не всегда удается даже самым миролюбивым людям. Истоки этого коренятся не только в несовершенстве умения выстраивать отношения с окружающими, но и личных симпатиях и антипатиях. Конфликт, как и многие другие неприятные для нас явления, возникает совершенно естественно, и вряд ли можно научиться всегда полностью контролировать ситуацию. Но каждый может овладеть методами быстрой нейтрализации сложностей, связанных с возникшими противоречиями. Изберите для себя следующую философию: любой конфликт – всего лишь эпизод, лишь малая часть вашей жизни, и не стоит преувеличивать его значение.

Чтобы не развивать конфликты, полезно знать фазы их развития. Всего их пять – это:

1. Эмоциональный взрыв.

2. Безысходность, тупик.

3. Эмоциональная разрядка, прорыв.

4. Успокоение, примирение, движение в позитивном направлении.

5. Возможные обострения.
 

Знания – ключ к решению проблем. Если вы отследили конфликт на какой-либо фазе и не можете его разрешить, есть эффективный способ – взять паузу дистанцироваться. Отстранитесь от конфликта, посмотрите на него со стороны, оцените свои резервы и потенциал для его разрешения, выберите способ и действуйте

 

Ольга Кузнецова 

Со мной проще связаться здесь:

 

Телеграмм канал 

ВКОНТАКТЕ  https://vk.com/okouznetsova  


В избранное