Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

О творчестве, дизайне и символизме из первых рук


Что происходит в тот момент, когда "взбесившемуся творцу" приходит в голову воплотить в своей стране элементы, взятые из чужих культур? В умеренном варианте подобные манипуляции не таят в себе опасности: в конечном итоге, кросскультурные особенности никто не отменял. Грубо говоря, славянские мотивы можно встретить по всему белому свету, причем необязательно они были привезены в конкретную страну нашими-братьями-соотечественниками. Просто художники любых отраслей всегда и всюду отличаются любопытством в плане "а как делают там?".
Ну а если представить, что не обремененный творческим чутьем индивид, совершающий оффлайн или онлайн-путешествия по другим странам, захочет в полной мере перенести увиденное в свой дом?
Нетрудно догадаться, что в дальнейшем мы будет иметь те самые прекрасные образчики так называемого "современного искусства", от которого обычный, "невоцерковленный" (да простят меня истинные носители веры), не крещеный (еще раз пардоньте) на обломках, вырванных из контекста творений великих и гениальных художников, не "не такой как все", не "единственный носитель Истины", обыватель будет страдать от рвотных позывов.
Недостаток ли это культуры? Безусловно. Недостаток обширных знаний, с погружением в саму первооснову антропологии? Конечно же!
Стремление выделяться из толпы никогда не было перво- и самоцелью художников по призванию. Как-то так получалось, что их не волновало мнение толпы. Они касались своей души, своего внутреннего творца, своей частички божественного, создавали восхитительные Произведения и... могли недоедать и недосыпать месяцами. Волшебство? Магия? Безусловно, да. Но истинное искусство, как известно, рождается в отрешении от мира. Именно поэтому даже черные монахи на Руси иной раз могли дать людям такое, о чем обычно говорится не одну эпоху. Уж кто-кто, а они находятся ближе всех к первоосновам. Быть может, их добродетель, истинная, а не надетая как маска поверх лица, и есть то самое, во что должен погружаться каждый человек? Но это предмет для другого разговора...
Необдуманное заимствование из других культур, задачи, которые ставят высокостоящие люди, культурное воспитание людей, порождающее эти задачи (разве будет культурный народ беспрекословно принимать то, что создают сейчас в архитектуре, скульптуре, живописи, искусстве в целом, за редким исключением?) - вот что мы имеем на сегодня. Из этого складывается во многом уродливый быт современных людей.
Как с этим бороться? Хорошо было бы вести не просто слепую пропаганду мифической культурной самобытности славян, а вытаскивать при этом характерные исторические особенности построения быта (повторю, ИСТОРИЧЕСКИЕ, то есть ИСТОРИЧЕСКИ сложившиеся под влиянием окружающих факторов) на всеобщее обозрение. Конкретные примеры. Конкретного народонаселения. Сибири, Урала, Запада, Востока, Центра, всей необъятной территории России - не важно, откуда.
Советский союз породил такое симпатичное чудище как конструктивизм. Только вот для этого рождения понадобилось угробить славянский символизм. Зачем? Почему? Вопросы без ответов. Но так исторически сложилось на Руси, что, перед тем, как построить новое, мы разрушаем все старое, "нехорошее", "пакостное", чтобы потом, через века, начать триумфальное возвращение к своим истокам.
Самый удивительный факт состоит в том, что конструктивизм составил бы неплохую пару славянской самобытности.
Может быть тогда, без раздергивания на "наше - не наше", "чужое - родное", "надо - не надо", родилась бы НОВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: наша, родная, не заимствованная, священная.

В избранное