Социология (от
лат. societas — общество + др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе,
системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития,
социальных институтах, отношениях и общностях.
Антипозитивизм
Против социального эмпиризма первым выступил Гегель, который
противостоял как эмпиризму, так и детерминизму, который он рассматривал как
слишком механистический. Методология Карла Маркса была основана прежде всего на
гегелевской диалектике, но также и на противостоянии позитивизму на стороне
критического анализа. Маркс пытался дополнить эмпирические данные избавлением
от иллюзий. Он утверждал, что явления должны подвергаться критике, а не просто
документироваться. Ранние представители герменевтики, такие, как Вильгельм
Дильтей, впервые ввели различие между естественными и социальными науками.
Различные неокантианцы, феноменологи и ученые гуманитарных направлений
развивали теоретические обоснования отличия мира природы от социальной
реальности, увязывая это различие с такими сложными аспектами человеческого общества,
как культура и бытие.
На рубеже ХХ века первое поколение немецких социологов
официально провозгласило методологически обоснованный антипозитивизм и
предложила новое видение, основанное на изучении культурных норм, ценностей,
символов и социальных процессов, рассматриваемых исключительно с точки зрения
субъекта действия. Макс Вебер утверждал, что социологию можно в общем
определить как науку, которая может прояснить причинно-следственные связи
«социального действия», с помощью так называемых "идеальных типов" -
условных упрощений сложных социальных явлений. Будучи антипозитивистом, Вебер
искал типы отношений, которые оказывались бы не такими «историческими, неизменными
или поддающимися обобщению», как те, которые искали в естественных науках.
Другой немецкий социолог, Фердинанд Теннис, теоретически описал два важнейших
социологических абстрактных понятия в своей работе "Общность и
общество" (1887). Теннис четко разделил общность (нем. Gemeinschaft) как
реальную органическую сущность и общество (нем.Gesellschaft). Общность является
подлинной совместной жизнью людей, в то время как общество - это скорее механический
артефакт. Общность должна изучаться аксиоматически дедуктивным образом (с
помощью так называемой «чистой социологии»), тогда как вторая - эмпирически и
индуктивно («прикладная социология»). Теннис классифицировал социологию на
чистую, прикладную и эмпирическую.
Макс Вебер и Георг Зиммель впервые ввели метод «понимания» в
социальную науку, определив его как систематический процесс, с помощью которого
сторонний наблюдатель пытается определить какую-либо культурную группу или
включенных в нее людей, основываясь на их самоидентификации и их собственных
взглядах. Непосредственно благодаря работе Зиммеля социология вышла за рамки
простого сбора фактов и за пределы детерминистских правовых систем. Несмотря на
оторванность от академической социологии в течение всей жизни, Зиммелю удалось
провести своеобразный анализ современности, который имеет больше общего с
феноменологической и экзистенциальной традицией, чем с Контом или Дюркгеймом.
Зиммель обращал внимание на проявления и возможности социальной
индивидуальности. Его социология имеет прямое отношение к неокантиантским
вопросам о пределах восприятия и задает прямой вопрос, перефразируя Канта, «Как
возможно общество?»
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.