Как достичь взаимопонимания. Психоэмоциональные состояния и эффективные коммуникации.
В наше время активно проявляется виртуальная форма жизни. Мы все больше отдаляемся друг от друга, заменяя живое общение, на служебные отношения и виртуальное общение через социальные сети. Человек живое существо и ему нужно для удовлетворения потребности в эмоциональном контакте живое общение и развитая психоэмоциональная сфера. Через нее мы чувствуем друг - друга и можем сопереживать. Мир духовен и нам необходимоучаствовать во всех его проявлениях.
Личная социальная эффективность во многом зависит от умения строить коммуникативные отношения. Невозможно добиться успеха, будучи полным эгоистом.
В процессе социализации мы осваиваем 6 коммуникативных ролей: ребенок, взрослый, отец, мать, самка и самец. Они выражаются определеннымпсихоэмоциональным состоянием, генетическими и биологическими процессами сопровождающими их. Этими ролями мы пользуемся автоматически и не приучились управлять ими. Их можно развивать и сознательно использовать в своей жизни.
Развитая психоэмоциональная сфера и владение коммуникативными ролями помогает нам строитьэффективные коммуникации.Например в ситуациях на работе. Общаясь с начальником, находящимся в коммуникативной роли “отец”, вы сознательно входите в коммуникативную роль “ребенок” и у вас появляется возможность услышать, что от вас требуют. В противном случае диалог может не состояться вообще.
В продажах вы можете при необходимости сыграть роль “самца”, устраивая флирт с покупательницей и успешно продать товар.
В период биологической активности, управляяпсихоэмоциональным состояниеми соответствующей коммуникативной ролью, вы легко сможете строитьэффективные коммуникацииинайдете себе пару.
Развивать психоэмоциональную сферу помогает искусство. Один из способов освоения коммуникативных ролей является поэзия. Автор, написавший стихи, находился в определенном психоэмоциональном состоянии и сопереживая,выражал свою позицию. Мы можем взять это на вооружение для освоения коммуникативных ролей. Достаточно сделать себе подборку
по 5-7 стихотворений на каждую роль.
Нужно понять, выучить инаучиться публично выступать. Необходимо запомнить свои ощущения психоэмоционального состояния на телесном уровне. Далее это будет “ключом”. Достаточно об этом подумать или вспомнить какое-то “ключевое” стихотворение и “войти” в эту коммуникативную роль.
Используя поэзию, вы разовьете свою психоэмоциональную сферу, повысите чувствительность, сможете легко строить эффективные коммуникации.
Коммуникативная роль “ребенок” – этопсихоэмоциональное состояние ребенка.Ученика. Это безоценочность. Когда нужно усвоить новую информацию или поддержать диалог не на равных. Например стихотворение для освоения состояния коммуникативной роли ребенка: “Приходите, поглядите” Е.
Благина.
Метлу взяла И двор подмела. Всюду нос совала, Но и я не отставала – От сарая до крыльца Танцевала без конца. Приходите, поглядите, Хоть сориночку найдите
Коммуникативная роль “взрослый” – это психоэмоциональное состояние человека умудренного опытом. «Зрелого» в духовном и философском смысле, имеющего гражданскую позицию. В диалоге взрослые участвуют на равных или один из них выступает в качестве наставника, преподавателя. Пример для освоения состояния коммуникативной роли «взрослый». Отрывок
из стихотворения “Вечер”.Иван Бунин
О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно - Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако. Давно слежу за ним... Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано.
Коммуникативная роль “мать” - этопсихоэмоциональное состояние матери. Любовь, забота, нежность и ласка. Пример для освоения состояния коммуникативной роли матери. Отрывок из стихотворения “Сыну, которого нет”. Вера Инбер
Ночь идет на мягких лапах, Дышит, как медведь. Мальчик создан, чтобы плакать, Мама — чтобы петь. Отгоню я сны плохие, Чтобы спать могли Мальчики мои родные, Пальчики мои.
Коммуникативная роль “отец” – это психоэмоциональное состояние отца. Установка и соблюдение правил, нормативов, порядка. Забота о безопасности семьи и рода. Пример для освоения состояния коммуникативной роли отца. Отрывок из стихотворения “Что такое хорошо и что такое плохо” В. Маяковский
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: - Что такое хорошо и что такое плохо?- У меня секретов нет,- слушайте, детишки,- папы этого ответ помещаю в книжке.
- Если ветер крыши рвет, если град загрохал,- каждый знает - это вот для прогулок плохо. Дождь покапал и прошел. Солнце
в целом свете. Это - очень хорошо и большим и детям. Если сын чернее ночи, грязь лежит на рожице,- ясно, это плохо очень для ребячьей кожицы.
Коммуникативная роль “самца” - это психоэмоциональное состояние проявления природного мужского начала. Пример для освоения состояния коммуникативной роли самца. Отрывок из стихотворения. В.Высоцкий
Я не люблю фатального исхода, От жизни никогда не устаю, Я не люблю любое время года, Когда весёлых песен не пою,
Я не люблю холодного цинизма В восторженность не верю и ещё — Когда чужой мои читает письма, Заглядывая мне через плечо,
Я не люблю, когда — наполовину Или когда прервали разговор, Я не люблю, когда стреляют в спину, Я также против выстрелов в упор,
Я ненавижу сплетни в виде версий, Червей сомненья, почестей иглу, Или когда — всё время против шерсти, Или когда — железом по стеклу,
Я не люблю уверенности сытой — Уж лучше пусть откажут тормоза, — Досадно мне, коль слово "честь" забыто И коль в чести наветы за глаза,
Коммуникативная роль “самка” - это психоэмоциональное состояние проявления природного женского начала. Пример для освоения состояния коммуникативной роли самки. Отрывок из стихотворения “Говорит женщина”. Амрита Притам.
Ты - мой кормилец. Я ем твою соль, Кусок, тобой заработанный, ем. Твой след я- След от ступни босой, Тебе я обязана всем, всем! Так было обещано, так завещано: Ты – мой кормилец, Я – твоя женщина.
Вот почему я всегда молчу: В доме царит твой хлеб, Прежде чем слово сказать захочу, Уже говорит твой хлеб. Ты – мой кормилец, А потому И слов от меня не требуй: Любые слова мои перевесит Кусок твоего хлеба.
Ты – мой кормилец. От дедов и прадедов Ты получил в наследство Грубые, ловкие руки, Запах железа и пота. А я? Лишь одну немудреную заповедь Я затвердила с детства,- Хлеб добывает мужчина, У женщин другая работа: Молча трудиться Семь дней в неделю Днем – у жаровни, Ночью – в постели, Чтобы потом вынашивать плод В тобой осчастливленном теле.