Продолжаем изучение
книги Элизабет Кюблер-Росс «О смерти и умирании»
ГЛАВА I
О СТРАХЕ СМЕРТИ
Когда мы взрослеем и начинаем понимать, что не так уж
всемогущи, что даже самого сильного желания не достаточно, чтобы сделать
возможным невозможное, страх того, что мы каким-то образом причастны к смерти
любимого человека, постепенно слабеет, а вместе с ним угасает и чувство вины.
Однако этот страх продолжает тлеть и не проявляется лишь до тех пор, пока мы
вновь не столкнемся с горькими переживаниями. Следы этого ужаса можно ежедневно
видеть в больничных коридорах, на лицах тех, кто потерял своих близких.
Муж с женой могут скандалить годы напролет, но, когда один
из супругов умирает, оставшийся в живых рвет на себе волосы, заламывает руки,
стонет и рыдает от горя, страха и скорби. С этого мгновения он начинает еще
сильнее бояться собственной смерти, так как верит в закон воздаяния: око за
око, зуб за зуб. «Я виновен в ее гибели, и в наказание мне суждено умереть
страшной смертью».
Возможно, эти факты помогут нам понять множество давних
обычаев и обрядов, которые сохранялись на протяжении веков. Их смысл —
уменьшить гнев богов или людей, общества, смягчить предстоящее наказание. Я
имею в виду посыпание головы пеплом, разорванные одежды, траурные вуали и
стенания скорбящего — все это означает просьбу пожалеть их, выражает горе,
мучение и стыд. Когда оставшийся в живых заламывает руки, рвет на себе волосы
или отказывается от еды, его поведение отражает попытку наказать самого себя и
тем самым избежать предполагаемой кары за смерть близкого человека.
Скорбь, стыд и чувство вины не так уж далеки от ощущений
гнева и обиды. Печаль всегда подразумевает определенные признаки
рассерженности. Поскольку никто из нас не желает признаваться в том, что
сердится на покойного, эти чувства обычно тщательно скрывают и подавляют,
увеличивая срок траура или проявляя их иными способами. Не нам осуждать
подобные чувства, расценивать их как дурные или постыдные. Наша задача
заключается в том, чтобы понять подлинные причины и смысл этих очень
человеческих реакций. Чтобы пояснить это, я вернусь к примеру ребенка — ребенка,
который кроется в душе любого человека. Пятилетний малыш, потерявший мать,
обвиняет в ее уходе себя, но в то же время сердится на нее за то, что она
исчезла и уже не исполняет его желания. Таким образом, покойный человек
одновременно вызывает у ребенка равные по силе любовь и ненависть за такое
жестокое наказание.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.