Антикультовое движение
— светское движение, в котором деятельность групп людей или организаций,
рассматриваемых в качестве «культов» (или «сект», «новых религиозных движений»
в зависимости от принимаемой терминологии) с социологических или теологических
позиций, критикуется с точки зрения нанесения вреда обществу и личности. В широком
смысле — любая оппозиция деятельности таких групп и организаций.
Антисектантское движение в России
В СССР все значимые
вопросы государственно-конфессиональных отношений решались ЦК КПСС, КГБ СССР,
Советом по делам религий. Для «антисектантского движения» как некоей
общественной инициативы не было почвы. Впрочем, были идеи и настроения, которые
оказались «созвучны» антикультовым представлениям. В частности, многие
ответственные партийные работники аппарата ЦК КПСС и местных партийных органов
считали, что всякая религия — реакционная сила, но особо опасны секты. В
1970—1980-е годы в качестве чрезвычайной угрозы воспринимались новые
религиозные движения, в появлении их последователей в СССР видели
«идеологическую диверсию мирового империализма и западных спецслужб».
В Российской
Федерации антисектантское движение стало активно проявляться в начале 1990-х
годов. Первоначально в критике зарубежных миссионеров, сект и новых религиозных
движений активное участие принимали российские протестанты. Их руководители
надеялись, что, участвуя в подписании соответствующих антисектантских
деклараций, они наглядно продемонстрируют, что сами сектантами не являются.
Свои первые шаги
отечественный антисектантское движение сделало благодаря поддержке со стороны
западных антикультовых организаций. Влияние антисектантского движения в
значительной степени привело к принципиальному решению переработать Закон
Российской Федерации «О свободе вероисповеданий» (1990), значительно ужесточив
его по отношению к сектам и новым религиозным движениям, и выделению особой
роли православия в России.
В начале 1990-х
годов свою антисектантскую деятельность в России начинает Александр Дворкин,
которому приписывается введение в обиход понятия «тоталитарная секта». По
мнению Игоря Кантерова (по состоянию на 2001—2002 годы) значительная часть
представителей отечественного научного религиоведения в своих исследованиях и
преподавательской работе не используют термины «тоталитарная секта» и
«деструктивный культ».
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.