Антикультовое движение
— светское движение, в котором деятельность групп людей или организаций,
рассматриваемых в качестве «культов» (или «сект», «новых религиозных движений»
в зависимости от принимаемой терминологии) с социологических или теологических
позиций, критикуется с точки зрения нанесения вреда обществу и личности. В широком
смысле — любая оппозиция деятельности таких групп и организаций.
Характеристики антикультового движения
Владимир Мартинович,
определяя антикультовую как одну из пяти школ, пишет о разнообразии позиций
представителей этой школы:
При этом спектр действий
представителей этой школы сектоведения может варьироваться от чёткого и
обоснованного изложения и защиты своих позиций в судебном порядке, вплоть до
организованного массового пикетирования и срыва различных мероприятий сект и
культов.
Антикультовая школа
представлена родительскими комитетами, светскими и церковными антисектантскими
центрами, журналистами, бывшими членами НРД, пострадавшими от их деятельности и
т. д. Очень часто антисектантские центры этой школы специализируются в своей
деятельности на борьбе с какой-либо одной сектой или культом. Со стороны учёных
к этой школе принадлежит непропорционально большое количество социальных
психологов и психиатров. В последнее время наблюдается тенденция к углублению и
усилению теоретических оснований антикульта. Самыми известными в мире
представителями этой школы являются Стивен Хассен, Маргарет Сингер, Роберт
Лифтон и др.
В своих наиболее
радикальных формах само сектоведение в антикультовой школе может принимать
экстремистские сектоподобные формы. Ярким примером тому являются любые попытки
рассмотрения сект как абсолютного зла, грозящего современному обществу,
радикально влияющего на изменение всех основных его институтов и проникающего в
руководящие структуры в первую очередь той страны, в которой находится сам
сектовед.
По мнению религиоведа
Сергея Иваненко, отличительной особенностью антикультового движения часто
является «демонизация» оппонентов, вера в особую вредоносность
(деструктивность) новых религиозных движений, их криминальную природу, а также
убеждённость в необходимости запретительных мер в отношении сект и культов.
Айлин Баркер пишет,
что часть антикультовых деятелей принципиально отказывается напрямую вступать в
контакт с обсуждаемыми организациями. Поэтому, по её мнению, зачастую АКД
получает данные для своих историй о НРД из вторых рук — от встревоженных
родителей, разочарованных экс-членов и из негативных репортажей и статей в СМИ.
Английский социолог заявляет, что проступки и нарушения в деятельности одного
движения часто автоматически приписываются деятельности всех остальных, что
любые свидетельства или аргументы, которые могли бы усложнить или опровергнуть
их отрицательное толкование, как правило, игнорируются, и что выступая в
качестве лоббистов, антикультовое движение ставит своей целью преуспеть не
только в продвижении своих интерпретаций, но также и в отрицании или отклонении
других интерпретаций, в клевете на создателей этих интерпретаций.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.