Записки психолога. Школа психологических открытий Встать на место другого
Недавно меня попросили прокомментировать одну ситуацию, случившуюся
возле примерочной в отделе одежды. Покупательница, расчитывая войти в
примерочную, обнаружила там девочку лет трех, которая играла перед
зеркалом. Родители были где-то в стороне. Покупательница позвала
продавца с тем, чтобы разрешить эту ситуацию. Продавец привела
родителей, после чего они по-очереди в течение нескольких минут
уговаривали девочку выйти из примерочной. Но девочка выходить не хотела.
Разгневанная покупательница так и ушла без покупки.
Услышав эту историю, я спросила, действия каких из пяти участников
конфликта нужно прокомментировать с точки зрения психолога, если это
наблюдал шестой человек? При этом от меня ожидался оценочный ответ на
тему: "Какие плохие родители: воспитывают дочь-эгоистку, и не могут с
ней справиться... Поэтому первым делом я поинтересовалась, а чья это
была проблема? Явно ни девочки, ни ее родителей.
Ведь что происходит, если поставить себя на место покупательницы? Мне
понравилась вещь, я хочу ее примерить и иду в в единственно открытую
примерочную, но вдруг обнаруживают там ребенка, который занимает
пространство не по назначению. Натыкаясь на препятствие, я начинаю
испытывать злость, досаду и беспомощность, поскольку не знаю, что со
всем этим делать. А еще и страх, который мешает мне вступить в контакт с
этой девочкой, присоединиться к ее игре и не попросить разрешения
занять примерочную.Я поступаю привычным и проверенным способом:
перекидываю ответственность за происходящее, позвав продавца. Затем я
обвиняю продавца в том, что она не выполняет свои должностные
обязанности, а родителей в том, что они плохо воспитывают свою дочь.
Дальше я ухожу, хлопая дверью, ругая всех вокруг, оставаясь невинно
обиженной этими плохими людьми.
В нашем обществе принято относится к ребенку, не как к равному себе и
имеющему те же самые права, а с позиции сверху: "Я лучше знаю, что тебе
мтожно делать, а что нельзя". Здесь нет уважения к девочке, к ее
потребностям, к ее мнениию. Она имеет такое же право находится в
примерочной, как и остальные покупатели. И что мешает спросить у нее,
сколько ей времени нужно, чтобы освободить комнату?
А что, если представить себя на месте этой девочки? Я играю, вдруг ко
мне врывается какая-то злая тетя, жалуется на меня продавцу, говорит
что-то плохое о моих родителях, а потом все эти недовольные взрослые
заставляют меня перестать играть и выйти отсюда? Что я должна
чувствовать и думать о взрослых в этот момент?