Другой вид проповеди — это агитация. Она ставит своей целью
не только поделиться со слушателями информацией, но и получить ответную реакцию
в виде заинтересованности или каких-либо действий. Если в информационной речи
желаемый отклик — стремление знать, то в агитационной — воля к
целеустремленному мышлению и действию. Задача оратора в агитационной речи
состоит в том, чтобы убедить своих слушателей мыслить и действовать
определенным образом. Чтобы информационная речь стала агитационной, в ней
должны присутствовать дополнительные элементы. Это построения (логические и
психологические доводы), объединяющие разнообразное содержание речи и
направляющие его к одной цели — вызвать соответствующий отклик у слушателя.
Проповедь как агитационная речь подпадает под определение ораторской речи.
Манипуляционная речь
Русский психолог-политолог Е. Л. Доценко в своей книге о
психологии манипуляций предлагает следующее определение: «Манипуляция — это вид
психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому
возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально
существующими желаниями». Выражаясь на языке теории массовых коммуникаций,
манипулирование индивидом предполагает подмену интересов реципиента интересами
коммуниканта. В результате индивид начинает осознавать внушенные ему интересы
как свои собственные. Для достижения своей цели манипулятор использует
построения, основанные на ложных основаниях. Например, создание иллюзорной,
параллельной реальности с «перевернутой» системой ценностей, подмену тезиса и
другие приемы. В библейских текстах чаще встречаются два первых вида проповеди,
а проповедники-манипуляторы приводятся в качестве отрицательного примера. Если
при определении понятия «проповедь» опираться на библейские тексты, то следует
исключить из него проповеди, носящие характер манипуляционной речи.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 62 000 подписчиков.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.