Ганзейский союз, Ганза, также Ганзея (нем. Deutsche Hanse или Düdesche Hanse, др.-в.-нем. Hansa — буквально «группа», «союз», лат.
Hansa Teutonica) — крупный политический и экономический союз торговых городов
северо-западной Европы возникший с середины XII века. Просуществовал до
середины XVII века. В регистр Ганзы были включены 130 городов, из них — около
100 портовых, а под её влиянием находилось до трех тысяч населённых пунктов. К
началу XV века Ганза объединяла около 160 городов.
Торговые пути
Брюгген в норвежском
Бергене возник как ганзейское представительство
Ганзейские купцы
плавали не только вдоль берегов Северного и Балтийского моря, но и Западной
Европы до Гибралтарского пролива, а на севере — вдоль норвежских городов.
Прокладывались и осваивались новые купеческие маршруты к берегам Западной
Франции, в Португалию, Венецию и Исландию.
Лужский торговый
путь (водный путь по рекам Нарва, Россонь, Мшага, Шелонь, Луге через Ямгород)
купцы Ганзы использовали в случае, если традиционный путь
Волхов—Ладога—Нева—Финский залив был по каким-то причинам, например, военным,
блокирован.
Флот
К XIV веку у Ганзы
появился общий флот и состоял почти из тысячи судов в семи ганзейских городах:
Любек, Гамбург, Данциг, Бремен, Штральзунд, Росток и Висмар. Объединённый флот
имел грузоподъёмность 30—40 тыс. ластов, то есть примерно 80 000 тонн.
На ганзейских
печатях присутствует вместительное и устойчивое морское судно — когг, на борту
которого в середине XIV в. могли находиться, кроме экипажа, 100 воинов, 20
лошадей и одно стенобитное орудие. Ганзейцы с конца XIV в. стали использовать
для перевозки товара на новый тип морского корабля — хольк, обладавший
повышенной устойчивостью и грузоподъемностью в 200—300 тонн.
Штральзундский
торговый флот насчитывал к началу XIV века почти 100 единиц; любекский в 1595
году — 253 судна (из них около 50 имели грузоподъёмность свыше 120 ластов). С
XV века в экипажи кораблей входили военные отряды из моряков, призванных
бюргеров и наёмников. Командующими, как правило, становились члены советов,
которые назначались городами. Во всех морских городах возникли
кораблестроительные площадки — лаштадии, на которых во всё возрастающем
количестве ремонтировались и строились когги.
В ганзейские порты
также заходили корабли купцов, не входящих в союз: согласно найденным записям
из гданьской книги пошлин в 1460 году из Англии в Гданьск прибыли 4 судна, в 1468 г. — 6 судов, в 1474 г. — 2, в 1475 г. — 7, в 1476 г. — 12 (всего
задокументирован только 31 корабль). Зафиксировано, что в эти же годы с побережья
Мекленбурга, Поморья, Пруссии и Любека прибыло 912 кораблей, а из
Скандинавского полуострова, Борнхолма, Эстляндии и Готланда — 320 судов, из Голландии
— 155 судов и др.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2018 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.