Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Православные святые: комплексная информация: Преподобный Геннадий Костромской, 450 летие.


ГЕННАДИЙ КОСТРОМСКОЙ И ЛЮБИМОГРАДСКИЙ
Преподобный, игумен.

Почитание: почитается всей полнотой Русской Православной Церкви.

Дни празднования:
* 23 января / 05 февраля (день памяти в РПЦ МП).
* 23 января / 05 февраля (в Соборе Костромских святых).
* 23 мая / 05 июня (в Соборе Ростово-Ярославских святых).
* 3-я Неделя (воскресенье) по Пятидесятнице (в Соборе Белорусских святых).

Латинское написание:
Gennadius.

Имя в переводе с латыни: "благородный".

Главные даты в земной жизни святого:
* Время рождения: начало XVI века. Место рождения: г. Могилёв, тогда Великое княжество Литовское.
+ Время отшествия ко Господу: 23 января 1565 года в Преображенском соборе основанного им монастыря (ныне Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь).

2015: 450 лет со времени отшествия ко Господу.



Геннадий, преподобный (в миру Григорий) — преподобный Костромской и Любимоградский; родился "в Литовстей стране" от "болярина Иоанна"; позднейшее сказание об обретении мощей Геннадия называет местом его рождения прямо Могилёв.

В ранней юности он тайно ушёл на богомолье в Москву, а потом в Новгород. Из Новгорода он пришёл к преподобному Александру Свирскому и хотел поселиться в его монастыре, но Александр прямо объявил, что у него "в пустыни младым отроком невозможно жити" и послал его в Комельский монастырь к преподобному Корнилию. Пробыв там "во искусе довольно время", Григорий был пострижен с именем Геннадия.

Вскоре он сделался образцовым иноком и любимым учеником Корнилия. Братия завидовала Геннадию; среди них возникли "ропта и непослушание" самому Корнилию.

Избегая "бури злоречия, клеветы и шептания", Корнилий вместе с Геннадием удалились на Сурское озеро в 25 верстах от Любима, теперь уездного города Ярославской губернии, в старину же бывшего Костромским пригородом. При помощи живших там государевых бортников иноки устроили келью и проводили время в трудах, "лес секуще и землю орюще"; для осушения болот они выкопали своими руками четыре пруда. По настоянию великого князя Василия Ивановича, Корнилий в 1529 году возвратился в свой Комельский монастырь, а "отходною пустынею", т. е. новоустроенным Любимским лесным скитом, он "благословил" Геннадия.

Для немногочисленного, состоявшего из 6 человек, братства была построена церковь во имя Преображения Господня. С помощью великого князя Геннадий украсил церковь "всякою лепотою церковною"; великий князь пожаловал и хлебную ругу. С увеличением числа монахов Геннадий построил другую церковь во имя преподобного Сергия Радонежского.

Игумен был для братии "образ смирения и терпения": рубил и разносил по кельям дрова, трудился в поварне и пекарне, мыл власяницы; для отдыха он с любовью занимался иконописанием. Для "усмирения плоти" он носил на себе железные вериги и кресты. Геннадия уважали знатные люди, как отец царицы Анастасии Романовны и сам царь Иван Васильевич.

Геннадий, по свидетельству его ученика, "не умеяше грамоте", (т. е., во всяком случае, не умел писать), но оставил два литературных труда аскетическо-назидательного характера, "Наставление новоначальному иноку" и предсмертное "Поучение ко братии и ко всем людем". В них Геннадий оставался верным завету своего наставника преподобного Корнилия: "приими древних святых отец разум, терпение, любовь и смирение, паче же молитву соборную и келейную и потрудися в подвизех нелицемерных". По мнению Геннадия, монах должен знать только церковь, трапезу да свою келью, "монастырские дела исправляти неропотливо, нелениво и безмятежно", беречь монастырское имущество, не быть "враждотворцем и неподобнословцем". Между прочим, Геннадий увещевал своих преемников и "крестьян насилием не обидети". Церковь для инока должна быть "земным небом". "Собора церковного не отлучайтеся, — увещевал Геннадий своих учеников, — первая бо мерзость монахом еже в церкви не приходити... Аще ли монах шесть недель святыни не причастится, несть монах". Неграмотный Геннадий советовал монахам приобретать книги. "Подобает бо вам, чада моя, — писал он, — в них вницати и ум прилагати к сведению разума". Преподобный Геннадий скончался 23 января 1565 года. Через 20 лет после его кончины ученик и второй преемник его Алексий написал его житие и канон ему и возбуждал дело об его канонизации, не получившее тогда хода. Впрочем, в 1628 году в Костроме была церковь в честь преподобного Геннадия.

Когда через 80 лет после кончины Геннадия стали рыть рвы для фундамента каменной церкви, 19 августа 1644 года открыли гроб Геннадия, причём не только тело его, но и одежды оказались "целы и нерушимы и никакоже тлению предавшиеся". Мощи, поставленные на время в монастырской церкви Алексия Человека Божия, 23 ноября 1646 года были торжественно перенесены в новоосвященную Преображенскую церковь и поставлены на вскрытии у правого клироса Блоговещенского придела. Тогда же по благословению патриарха Иосифа было установлено церковное празднование преподобному Геннадию.

Впоследствии мощи "по неизвестным причинам и неизвестно когда были сокрыты под спуд"; под спудом они почивают и в настоящее время в соборной Преображенской церкви Спасо-Геннадиева монастыря Ярославской епархии. В 1861 г. была напечатана служба с акафистом преподобному Геннадию, сочиненная Г. Карцевым и "пересочиненная" архиепископом Ярославским Нилом.

Толстой, гр. М. В., "Книга, глаголемая Описание о Российских Святых", № 370; Ключевский, "Жития Святых как исторический источник", 303; Голубинский, "История Канонизации", 128; "Святые угодники Божии и подвижники Костромские", 7—19; Самарянов, "Памятная книга для Костромской епархии", 1868 г., отд. I, 64—65; "Житие и чудеса преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца", изд. Геннадиева монастыря, М., 1895 г., 1—46; "Минеи Четьи, в русском переводе", январь, 800— 812; "Служба и акафист Преподобному Отцу нашему Геннадию, Костромскому и Любимоградскому Чудотворцу", М., 1888 г. (здесь и житие его, писанное Алексием); Попов, "ПравославныеАкафисты" ("Православный Собеседник", 1902, № 6, 770—772.

В. Шереметевский

(Русский биографический словарь. Изд-во Императорского Русского Исторического Общества, Под ред. Н. П. Чулкова, 1914 год. Стр. 395 - 396).

Преподобный отче Геннадие, моли Бога о нас.

ДОПОЛНЕНИЕ:

Спасо-Геннадиев монастырь был закрыт в 1919 году, собор действовал в качестве приходского храма до 1928 года.

28 сентября 1920 года в соборе состоялось публичное вскрытие мощей преподобного Геннадия, после чего они были увезены в Ярославский губернский музей. Они находились там до середины 30-х годов XX века, а дальнейшая их судьба неизвестна.

В советское время святой Геннадий особенно почитался в Костромской епархии. В 1948 году в Иоанно-Златоустовском кафедральном соборе в Костроме левый придел храма был переосвящен во имя преподобного Геннадия. Когда в 1981 году было установлено празднование Собора Костромских святых, то днем для него стал день памяти святого Геннадия - 23 января по юлианскому календарю.

Имя Геннадия Костромского вошло в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование которого было установлено в 1964 году. В 2002 году оно было внесено в Собор Белорусских святых.

В 1995 году началось возрождение Спасо-Геннадиева монастыря. В 1998-1999 годах вблизи руин Спасо-Преображенского собора, на месте, где, по преданию, преподобный Геннадий вырыл колодец, была построена небольшая деревянная цкрковь, освящённая в его имя. 1 сентября 1999 года Ярославский архиепископ Михей (Хархаров) служил в храме водосвятный молебен, а первая Литургия состоялась 23 июня 2000 года.

К празднованию 350-летия со дня обретения мощей и 435-летию преставления Святого Геннадия учреждена награда Костромской епархии — нагрудный знак "Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский" I и II степеней, к которому предоставляются священнослужители и миряне за проявленную ревность и особый вклад в дело духовного возрождения Костромского края.

Акафист святому преподобномученику Геннадию, Костромскому читайте ЗДЕСЬ.

Молитва преподобному Геннадию, Костромскому и Любимоградскому (Любомирскому) чудотворцу

Паломникам о мощах святого:

* Мощи преподобного Генналия Костромского не сохранились.
* Возможно, что частицы мощей преподобного Господь ещё явит по Своей милости к верующим. Присылайте указания, и мы расширим список паломнических объектов, связанных с именем преподобного Геннадия.


Тропарь, глас 4:

Яко пустыннолюбивая горлица, /
от суетнаго и многомятежнаго мира в пустыню удалився, /
чистотою и говением, молитвами и труждением /
прославил еси Бога в душе и телеси своем. /
И тако благочестно пожив, /
явился еси, преподобне Геннадие, пустыни Любимоградския украшение, /
иноком честнаго жития образ /
и теплый молитвенник за всех, //
притекающих к тебе с верою.


Кондак, глас 3:

Молитвою и постом, труждением и терпением/
умертвивый всякое плоти мудрование,/
чистоты сосуд благолепен,/
Божественных даров и чудес причастник,/
иноком же доблий наставник был еси,/
сподвизаяся блаженному Корнилию, отче Богомудре./
Сего ради вопием:/
молися ко Господу,//
да молитвами твоими дарует мир и спасение душам нашим.


Величание:

Ублажаем тя, /
преподобне отче Геннадие, /
и чтим святую память твою, /
наставниче монахов //
и собеседниче Ангелов.


ЕЩЁ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ:

* Геннадий (Православная Энциклопедия).
* Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский (Костромская епархия).
* Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский (Официальный сайт Московской Патриархии).
* Геннадий Костромской (Свобожная энциклопедия ДРЕВО).

Интернет-портал Паломник
.

В избранное