Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости для пенсионеров

  Все выпуски  

Новости для пенсионеров Какой должна быть пенсия. Часть 2




1. Солидарная система - тяжкое наследие СССР

Итак, что такое солидарная система от которой, по моему глубочайшему убеждению, мы должны избавиться как можно скорее. Смейтесь – не смейтесь, но это – одно из самых тяжких наследий СССР. Хотя идея вроде бы и благородная. - Солидарная система базируется на принципе солидарности экономично активного населения и населения не трудоспособного. А солидарность эта заключается в том, что первые, отсчитывая определённую часть своего дохода, обеспечивают других. Таким образом каждое следующее поколение поддерживает существование предыдущего.

Что же тут плохого, спросите Вы? Да ничего здесь плохого по сути и нет. Но просто такой подход вступает в противоречие с людской природой. Он не естественен. Одно дело, когда дети поддерживают своих немощных родителей. Даже и в этом случае есть много обстоятельств, когда такая поддержка не происходит, например, когда дети сами еле-еле сводят концы с концами, и просто не в состоянии помогать родителям. И сосем другое дело, когда приходится помогать чужим родителям, чужим не трудоспособным людям. Но главный камень преткновения всё же не в человеческой психологии или, если сказать точнее – далеко не в человеческой психологии. Как всегда, нужно искать экономическую составляющую. А экономическая подоплёка, следующая. Представим сотню рабочих, за счёт отчисления от зарплаты, которых выплачиваются пенсии для 10 пенсионеров. Конечно, трудновато будет этим рабочим, да и пенсии для пенсионеров не могут быть слишком высокие.

Теперь представим, что этих пенсионеров на ту же сотню рабочих уже не 10 человек, а 30 или 50. А если 100? Вы скажите, что такого не может быть. Что такое количество пенсионеров невозможно содержать на такое количество рабочих. Оказывается, можно. Такая практика, к сожалению, в Украине уже существует. Согласно статистическим данным в 2014 году так называемая демографическая нагрузка или количество нетрудоспособных (сумма людей моложе трудоспособного возраста и старше трудоспособного возраста) составила 792 человека на 1000 трудоспособных на селе и 592 на 1000 в городе. Согласно данным той же статистики уже в 2011-ом году количество пенсионеров и количество плательщиков в Пенсионный фонд примерно сравнялось. Сейчас мы имеем 13,6 млн. пенсионеров и около 14 млн человек, которые платят отчисления в Пенсионный Фонд. Рост старения населения наблюдается на всей планете. Поэтому, даже в таких благополучных странах, как Франция и Германия, уже сейчас готовятся к тому, чтобы сгладить негативные тенденции пенсионных расходов. Для этого, например, создаются специальные предприятия на которых могут работать пенсионеры, всячески поощряется предпринимательская деятельность людей пожилого возраста. Но такие элементы уменьшения давления пенсионных выплат на социальное благополучие страны при всей своей важности, всё-таки не являются определяющей основой новой пенсионной политики развитых стран. Главной и принципиальной основой пенсионной системы развитых стран является накопительная система.

2.Накопительная система по-украински.

Что же это такое – накопительная система в Украине, вопрос о внедрении которой обсуждается у нас последние десять лет? Его суть состоит в том, что украинцы могли бы откладывать часть оплачиваемого ими единого социального взноса на персонифицированные пенсионные счета. Там эти средства будут накапливаться. То есть нам не придется ничего доплачивать отдельно из «чистой» зарплаты, которая остается на руках после вычета всех налогов. Речь идет только о перераспределении социального взноса. Часть этой суммы будет уходить не в Пенсионный фонд, а в Накопительный. Самими счетами будет распоряжаться управляющая компания. Она должна быть подконтрольна государству, чтобы исключить возможность коррупции или резкого исчезновения этой компании с рынка. Ведь именно правительство несет ответственность за то, чтобы каждый человек по достижении пенсионного возраста регулярно получал свои деньги.

В то же время эти деньги, отчисляемые на пенсионный накопительный счёт, не могут просто лежать в банках. Для того, чтобы их не уменьшила инфляция, пенсионные деньги должны быть вложены в какие-либо прибыльные и одновременно надёжные предприятия. Забегая вперёд нельзя не сказать, что как раз угроза обесценивания пенсионных вкладов вплоть до их полной потери и является камнем преткновения для внедрения второй фазы или накопительной системы для пенсионеров Украины.

В качестве успешного примера её внедрения можно взять нашу ближайшую соседку – Польшу. В это стране накопительная система была законодательно внедрена в 1999 году. Стоимость активов пенсионных фондов Польши составляла в 2009-ом 179 млрд. злотых (около 44,2 млрд. евро). В 2012 году они составляли 33,2 % ВВП Польши или 271 млрд. злотых (около 65 млрд. евро), из которых 34,9 % (около 22,7 млрд. евро) размещены в акции на биржевом рынке и 56 % (около 36,4 млрд. евро) инвестированы в облигации. Благодаря наличию такого мощного внутреннего инвестора как пенсионные фонды, фондовый рынок Польши на сегодня является одним из самых развитых в мире.

Пенсионные отчисления работодателя из зарплаты работающего поляка на сегодня составляют 19,52%, из которых 2,8% передается в открытые пенсионные фонды, которые являются инструментом Накопительной системы.

Для сравнения. Пенсионные отчисления работодателя от зарплаты украинца сейчас составляют от 35,2% до 33,2%. И ни копейки не идёт в Накопительный фонд! Конечно, сейчас действует система персонификации, которая учитывает сколько получает будущий пенсионер и на основании которой потом начисляется пенсия. О механизме расчёта пенсии и о многочисленных её просчётах писалось очень много. Усовершенствованием механизма начисления солидарной пенсии занимаются очень многие экономисты, политики и учреждения. Но в результате мы имеем самую несправедливую систему распределения расходов Пенсионного фонда и самые жалкие пенсии. Казалось бы, надо срочно вводить второй этап пенсионной реформы – накопительный, и все проблемы будут решены: накопил на хорошую пенсию – и получай. К сожалению, всё не так просто. Даже начать сейчас отчисления в накопительные фонды невозможно. В Законе Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» предусмотрено, что в накопительную систему должно отчисляться 7% от фонда заработной платы (без увеличения размера социального взноса). То есть эти 7% будет недополучать ПФ. А при его нынешнем дефиците, это может существенно пошатнуть систему пенсионного обеспечения.

И вторая сторона вопроса. В кризисной украинской экономике государство просто не в состоянии гарантировать целостность накопленных пенсионных денег. Трудно, даже невозможно, сейчас назвать предприятия, в которые бы в условиях инфляции, можно было бы безопасно вложить пенсионные отчисления.

И всё-таки, внедрение накопительной системы надо потихоньку начинать. Ведь пенсионные деньги можно, например, инвестировать в благородные металлы или в иностранные надёжные компании. Чем дольше мы будем затягивать этот вопрос, тем тяжелее будет разрешить его в ближайшем будущем. Уже в следующем году можно начать отчислять в накопительный фонд 2%, чтобы потом постепенно увеличить их до 7%. Экономисты подсчитали, что если начать второй, накопительный, этап пенсионной реформы в 2015 –м году, то первые пенсии из накопительной системы появятся только после 2020-го года. По сути, выбора нет. Или внедрение накопительного принципа, или полный крах.

В избранное