Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Другой Мир. Через осознанность к управлению своей жизнью


Интуитивный профайлинг

В этой статье мы рассмотрим еще одно практическое применение хорошо натренированной интуиции – профайлинг.

Классический профайлинг – это составление психологического портрета человека с целью прогнозирования его поведения в различных ситуациях на основе наблюдений за его действиями, привычками, внешностью и пр. Профайлер анализирует всю доступную информацию о субъекте и составляет его профайл (психологический профиль). Такой профиль дает представление об особенностях характера анализируемого, позволяет предсказать его поведение в определенных ситуациях, выявить склонности и предпочтения в различных сферах его жизни и деятельности.

Профайлинг широко используется в решении кадровых вопросов – подойдет или нет сотрудник, переводить его на другую должность или он будет более эффективен на текущей позиции и т.п. В принятии решения о партнерстве правильность оценки потенциального партнера, прогноза угроз, с ним связанных, зачастую имеет жизненно важное значение. Знание психологического профиля участника переговоров позволяет спрогнозировать скрытые цели, которые он преследует. Профайлинг также используется в делах безопасности и охраны правопорядка.

Существующие методы профайлинга, помимо специальных знаний по анализу исходной информации о субъекте, требуют значительных усилий по добыче самой исходной информации. Результат же всей этой работы выглядит довольно простым по форме и содержанию. Например, некоторые выводы из проделанной работы по психологическому профилированию, могут быть такими:

  • “…Старателен и педантичен. Не способен принимать решения и доводить их до практической реализации. Так называемый человек процесса. Нужно постоянное руководство – от постановки задачи и контроля выполнения до принятия решения о завершении процесса (т.е. когда ставить точку в деле). В стрессовой ситуации способен совершать неадекватные поступки, требования к контролю со стороны руководителя в этот период особенно высоки. Развитое самомнение. Постоянное скрытое недовольство окружающими. При правильных действиях со стороны третьих лиц (игра на амбициях, эго) может предать…”

Сразу понятно, можно ли брать такого человека на руководящую должность, даже, не смотря на обилие дипломов об окончании всяких разных курсов. Или, рассматривать вопрос партнерства…

Формулировки в выводах просты и понятны любому, не только специалисту-психологу. Однако, как уже говорилось, чтобы получить такое заключение, нужно изрядно поработать.

Собственно, отсюда и вытекает одно из самых очевидных преимуществ интуиции – не нужно тратить время и средства на процедуры сбора исходной информации и ее анализа, – можно сразу получить результат.

Конечно, специалист по интуитивному профайлингу должен иметь определенные способности и навыки. Но это все он нарабатывает годами, а при решении конкретного вопроса он тратит время только на правильную постановку задачи и формулировку выводов.

Результаты интуитивного профайлинга выглядят практически также, как и выводы, полученные методами классической психологической оценки личности.

Вот пример некоторых выводов, полученных методами интуитивного профайлинга, относительно личных и профессиональных характеристик сотрудников одной из фирм.

  • Субъект 1, главный бухгалтер. Склонен к конфликтам, но сдерживается. Считает, что его недооценивают. Угрозы для предприятия не представляет, но в постановке перед ним задач целесообразно проявлять твердость и четкость, чтобы не давать повода сделать по-своему.
  • Субъект 2, коммерческий директор. Амбиций много, но управленческой жилки нет. Индивидуалист, не склонен к работе в команде. Для сферы продаж подходит.
  • Субъект 3, заместитель начальника цеха. Неоднозначная личность. Может работать эффективно, а может послать все подальше. На роль руководителя не годится. Угрозы не представляет, но работать ему лучше под началом внимательного руководителя.
  • Субъект 4, начальник цеха. На роль директора по производству не годится. Себе на уме. Не надежен. Ради собственных интересов может предать. Угрозы не представляет, пока нет конфликта между оценками окружающих и самооценкой.
  • Субъект 5, директор по производству. Организатор. Может эффективно решать вопросы оперативного управления. Подходит на роль исполнительного директора. Может временно исполнять роль генерального директора. Вопросами стратегии загружать не нужно, не его.
  • Субъект 6, начальник сервисной службы. Может работать “от сель до сель”. Хороший исполнитель, но не больше того. Под грамотным руководством будет эффективен в выполнении четко поставленной задачи.

Такая оценка, подготовленная для руководителя фирмы, дает исчерпывающую информацию для выработки стратегии и тактики работы персонально с каждым из своих ключевых менеджеров.

Одному руководителю, при решении вопроса о найме менеджера, оказался полезен такой вывод о кандидате:

  • “…Проблемы с исполнительностью. Будет упираться по всяким мелочам, нервы окружающим портить, отсебятину делать. Все сам за всех знает и никого на деле не слушает”.

Правда, кандидат был, все-таки, нанят и польза проявилась лишь в том, что, когда выводы стали раз за разом подтверждаться, не было потрачено время на попытки переделать человека, процесс расставания был скорым и не изматывающим для обеих сторон.

Возможно, нижеследующий прогноз профиля потенциального партнера спас одному предпринимателю не только его бизнес, т.к. в последствии у субъекта выявились связи с криминальными структурами:

  • “…Целеустремлен, готов добиваться результата любыми средствами. Беспощаден к тем, кто по каким-то причинам не устраивает. Приоритет – личная выгода. Если она есть, этика и мораль, при выборе методов ее заполучить, не будут сдерживающими факторами…”

Результаты интуитивного профайлинга могут иметь и количественное выражение. Вот, например, портрет хорошего руководителя:

  • Решительность – 95%
  • Целеустремленность – 85%
  • Объективность – 81%
  • Надежность – 96%
  • Устойчивость к стрессу – 85%
  • Чувство хозяина – 97%
  • Склонность к работе в команде – 65%
  • Доля совершаемых ошибок – 15%
  • Склонность к конфликтам – 10%

и др.

Так называемая “теоретическая база”, поясняющая, откуда берутся выводы интуитивного профайлинга, уже излагалась в предыдущих статьях. Однако, в контексте этой статьи, некоторые моменты “теории” могут прозвучать по-новому.

Информационное поле не имеет пустот, на любой запрос будет дан ответ

Даже, если составляется профиль придуманного персонажа (например, заказчик прогноза решил “проверить” корректность методов интуитивного профайлинга), информация все равно приходит, как если бы этот персонаж существовал в нашей реальности. И это закономерно.

Мы не придумываем ничего нового, не рождаем новую информацию, мы лишь отфильтровываем в свое сознание мысли, которые готовы воспринять из информационного пространства, в котором записаны все знания и все возможные их вариации на все времена и народы. Фильтр у каждого свой. Он складывается из сформировавшихся в процессе взросления комбинаций стереотипов, внутренних установок, принципов, правил, взглядов, верований и т.п. Комбинация и сила этих составляющих фильтра у каждого своя, отсюда наша индивидуальность.

Следовательно, когда мы придумываем кого-нибудь, то, на самом деле, мы, лишь, считываем информацию о существующем где-то и когда-то реальном персонаже. Иначе, мы не смогли бы его выдумать. “Чего нет, того нельзя считать”, как говорил Соломон (Еккл.1:15).

Выводы, полученные методом интуитивного профайлинга, подстраиваются под цели, ради которых создается профиль

Другими словами, если профиль заказывается не просто так, а с какой-то целью, например, нужно выяснить, подходит ли сотрудник своей должности, то ответ, полученный профайлером, будет содержать акценты именно на профессиональных качествах субъекта в привязке к конкретному предприятию, на котором он работает. Свойства субъекта, характеризующие особенности его отношений в обществе в целом, в семье, в каких-то специфических ситуациях, описаны не будут.

Вообще, цель вопроса заказчика профайлинга (зачастую скрытая, потому что она, бывает, даже не осознается) приоритетнее самого вопроса.

Например, руководитель заказывает профайлинг какого-то сотрудника не для того, чтобы узнать о нем побольше, чтобы наладить отношения, использовать более эффективно его способности, а этот сотрудник ему просто не нравится и он хочет получить дополнительные подтверждения своему желанию его уволить. Получается, истинный вопрос – “увольнять или нет?”, а не “какими качествами обладает сотрудник?”. Причем, руководитель может даже и не осознавать этот настоящий вопрос, который и следовало бы задать себе или консультанту. В этом случае, профиль сотрудника будет выдан таким, что однозначно даст ответ на истинный (но не заданный) вопрос руководителя, но совсем не отразит реальных профессиональных характеристик человека.

Результаты интуитивного профайлинга отражают потенциальные свойства субъекта

Чтобы более или менее полно охарактеризовать человека, можно исписать ни одну сотню страниц и все равно еще что-нибудь останется не охваченным.

Перед профайлингом, в целом, и интуитивным профайлингом, в частности, такие задачи не ставятся. Результаты должны быть максимально конкретными и краткими.

Человек не может постоянно, каждую секунду соответствовать своему профилю (что-то организовывать, чутко управлять, быть решительным, принимать стратегические решения и т.п.). Выводы, сформулированные в результате профайлинга, отражают наиболее важные (в заданном контексте) свойства личности с акцентом на поведение в стрессовых ситуациях. Например, предательством, предрасположенный к этому человек, занимается не постоянно, а, в основном, когда его толкает на это какая-то ситуация, которая может создаться лишь раз в жизни.

Таковы некоторые аспекты использования интуитивных технологий в решении практических задач в сфере профайлинга.

Вообще, как, наверняка, заметили некоторые читатели, интуиция привносит в жизнь человека, ее использующего, спокойствие и уверенность. Множество вопросов решаются практически мгновенно, большинство мучительных сомнений уходит. Подобные состояния души и разума невозможно купить ни за какие деньги. И самое главное, этот инструмент познания себя и окружающего мира дан каждому с рождения. Интуиция – вещь не привычная и оттого не популярная, но привычность чего-либо никогда не была критерием его эффективности.

Источник: Другой мир. Через осознанность к управлению своей жизнью 


В избранное