Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости малого бизнеса

  Все выпуски  

Новости малого бизнеса Налогообложение малого бизнеса в Украине и в России


          Налогообложение малого бизнеса в Украине и в России

 

В России доля малых предприятий в экономике остается ничтожной. Российский малый бизнес сконцентрирован, преимущественно, в сфере услуг и торговле. Таким образом, малый бизнес на сегодняшний день не играет значительной роли в экономическом развитии нашей страны. Незначителен также вклад малого бизнеса в финансовые ресурсы государства. В 2009 г. налоговые поступления от двух специальных налоговых режимов, предназначенных для малого бизнеса (упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности), составили около200 млрд. рублей, или 1,5% всех поступлений в бюджетную систему России.

Следует отметить, что в сложившейся международной практике налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства существует два основных подхода:

1) введение на фоне общей национальной системы налогообложения налоговых льгот для малого бизнеса по отдельным видам налогов (обычно это касается налога на прибыль организации или налога на добавленную стоимость);

2) введение специальных режимов налогообложения малого бизнеса.

Западная система налогообложения носит целостный характер и при предоставлении налоговых льгот этой целостности не теряет, то есть налоговая база для всех предприятий определяется одинаково. Исключения составляют лишь платежи по налогу на вмененный доход, однако, например, в Европе круг лиц, которым такая привилегия доступна, весьма ограничен. В нашей стране все иначе. Существующие специальные режимы налогообложения, предусмотренные гл. 26.2 и 26.3Налогового кодекса РФ, и освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость на основании ст. 145 Налогового кодекса РФ фактически делают отечественную систему налогообложения разобщенной. На практике данные льготы фактически облегчают положение предпринимателей, занимающихся розничной торговлей и оказанием услуг населению. Льготы, уменьшающие налоговое бремя тех малых предприятий, которые занимаются, например, научно-исследовательскими и инженерно-конструкторскими разработками, делают для других фирм крайне невыгодным деловое партнерство с ними. Таким образом, искусственно создается экономическая пропасть между малыми и крупными предприятиями.

В схематическом ;виде в России существует две системы налогообложения малого бизнеса:

1.Общая система

2.Специальный налоговый режим.

В свою очередь специальные налоговые режимы входят следующие системы налогов:

2.1. Упрощённая система налогообложения

2.2. Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности

2.3.Единый сельскохозяйственный доход

2.4. Специальный режим налогообложения, действующий при заключении соглашения о разделе продукции.

Упрощённая система налогообложения применяется для более шестидесяти видов деятельности, а единый налог на вменённый доход применяется только для 14 видов деятельности ( в том числе для оптовой и розничной торговли).

Упрощённая система налогообложения малого бизнеса в России имеет три варианта:

2.1.1. Ставка налога -6%

2.1.2. Ставка налога -15%

2.1.3. Ставка налога – 1%. –Применяется только на основе патента и предназначена исключительно для индивидуальных предпринимателей.

В общем виде упрощенная система налогообложения предусматривает сохранение для малых предприятий всех видов налогов,упрощая порядок их расчетов (включая упрощенные методы определения налоговой базы и методы ведения учета) и взимания (периодичность,освобождения от авансовых платежей и т. д.).

В России не все организации и индивидуальные предприниматели имеют право применять упрощенную систему налогообложения. Список налогоплательщиков, которые не могут применять упрощенную систему налогообложения, приведен в статье346.12 Налогового кодекса РФ и он довольно обширный [5].

Второй тип, напротив, предполагает оценку потенциального дохода налогоплательщика на основании косвенных признаков и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько традиционных налогов.

Налогообложение в бизнесе любой страны – это показатель ее развития, отношения к бизнесу и зрелость самого государства.

Правительство РФ планирует постепенный отказ от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. С 01.01.2011 г. сократился размер предельной среднесписочной численности работников организации или индивидуального предпринимателя, применяющих единый налог на вмененный доход, со 100 до 15 человек. С 01.01.2012 г. планируется исключить ряд видов предпринимательской деятельности из перечня, по которым применяется единый налог на вмененный доход. Это такие виды деятельности, как оказание бытовых, ветеринарных, автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов и др. А с 01.01.2014 г. специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности будет вовсе отменен.

Проводимая на сегодняшний день налоговая политика в России явно идет вразрез с мировой практикой. Неоправданно высокое налогообложение буквально уничтожает малое предпринимательство, иногда и вовсе оставляя бизнесу не более 10% полученной прибыли. Налогообложение малого бизнеса в России за последнее время начало стремительно расти. С 2011 г.размер страховых взносов увеличился. Для субъектов предпринимательства, применяющих общую систему налогообложения, с 26 до 34%. Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход ,  с 14 до34% (в 2,5 раза).

Положение малого бизнеса в Украине во многом похоже на российское. Также как и в России, украинский малый бизнес в отличие от западных развитых стран не занимает значительное место в экономике. Более того, в последние годы роль малого бизнеса в экономике страны понизилась ещё больше. Так количество малых предприятий из расчёта на 10 тысяч населения имеет тенденцию к уменьшению. Если взять показатели 2009 и 2010 годов, то количество малых предприятий на 10 тыс. особ уменьшилось на 12%. В то же время растёт число малых предпринимателей, которые работали с убытками. Так в 2007 году количество таких предпринимателей составило 32,8% от общего количества предпринимателей, а в 2010 году уже 41,4%.

Не малую роль в ухудшении положения украинских малых бизнесменов играет несовершенное налогообложение малого бизнеса.

В 2011 году правительство Януковича-Азарова в процессе так называемой налоговой реформы попыталось фактически упразднить упрощённую схему налогообложения малого бизнеса. Массовые выступления предпринимателей заставили «реформаторов» пойти на некоторые уступки для малого бизнеса. Однако в новом налоговом кодексе, вступившем в силу с 1 января 2012 года, осталось много нерешённых проблем.

В настоящее время действующее законодательство Украины предусматривает несколько видов систем налогообложения, учёта и отчётности, а именно:

1.   Общая система – данный вид налогообложения могут использовать  любые субъекты предпринимательской деятельности.

2.   Упрощённая система:

- специальный торговый патент - могут использовать субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют торговую деятельность в пунктах продажи товаров, а также оказывают бытовые услуги. Данный вид налогообложения применяется только в некоторых населённых пунктах;

- единый налог – применяется юридическими и физическими лицами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность;

- фиксированный налог (торговый патент) – применяется в том случае, когда физическими лицами осуществляется  продажа товаров, а также оказываются сопутствующие такой продаже услуги на рынке.

Характеризуя общую систему налогообложения можно сказать,что последняя максимально учитывает экономические показатели деятельности предприятия - в большинстве случаев у налогоплательщика с невысокими показателями дохода не возникает больших налоговых обязательств. Предприятия, имеющие убытки в отчетном периоде, часто вообще не платят основных налогов (для сравнения: если бы такие предприятия находились на едином налоге, то обязательства бы наступало независимо от наличия или отсутствия убытков, а зависимости от объема выручки) [7, 37 ].
Что касается налогообложения доходов физических лиц - предпринимателей на общей системе налогообложения (далее - ФОП-ОС), то оно строится на нормах ст. 177 ПК. Согласно п. 177.2 НК объектом налогообложения является чистый налогооблагаемый доход, т.е. разница между общим налогооблагаемым доходом (выручка в денежной и не денежной форме) и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью такого физического лица – предпринимателя.

Общая система налогообложения для физических лиц - предпринимателей имеет наиболее сложную систему ведения бизнеса с точки зрения учета и отчетности. Однако она позволяет заниматься любым видом деятельности и нет других ограничений, присущих упрощенной системе налогообложения. Также усиливается контроль со стороны налоговых органов за предпринимателями на общей системе, ведь размер налога с доходов физических лиц напрямую зависит от результатов хозяйственной деятельности.
Предприниматель, работающий на общей системе, является плательщиком подоходного налога по ставкам, определенным в п. 167.1 ст. 167 Налогового кодекса Украины. Это составляет 15% от базы налогообложения, если доходы не превышают 10-кратный размер минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного периода (в этом году - 9401 грн.), и 17%, если доходы превысили этот размер.
Безусловным плюсом является то что облагается чистый доход, за вычетом документально подтвержденных расходов от предпринимательской деятельности физического лица.

Самым существенным недостатком общей системы налогообложения является её безусловная подконтрольность налоговым органам, которые при малейших нарушениях облагают предпринимателей штрафами.  Предпринимателям зачастую приходится «договариваться» с налоговыми инспекторами, что увеличивает и без того высокую финансовую нагрузку и делает предпринимателя неконкурентоспособным.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности

 вводится для следующих субъектов малого предпринимательства:
- Физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, на протяжении года находится не более 10 лиц и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500
тыс. гривен;


- Юридических лиц - субъектов предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых за год среднесписочная численность работающих не превышает 50 человек и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн. гривен.


20 октября 2011 Верховная Рада Украины приняла Закон О внесении изменений в Налоговый кодекс, которым внесены существенные изменения в упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства. Этот закон вступил в силу 1 января 2012 года.
Приняты следующие изменения:


- Повышен предельный объем дохода, при котором возможно применение упрощенной системы налогообложения (для физических лиц - с 500 тыс. грн. до 3 млн. грн., для юридических лиц - с 1 млн. до 5 млн. грн.)


- Введена процентная ставка единого налога: 3% от дохода для физических лиц с объемом дохода до 3 млн. грн. при условии уплаты НДС, 5% от дохода - без уплаты НДС (в действующем законодательстве такая норма отсутствует);


- Отменено ограничение относить на расходы плательщика налога на прибыль расходы на приобретение товаров (работ, услуг) у физических лиц - плательщиков единого налога;


- Предоставлено физическим лицам - плательщикам единого налога право регистрироваться плательщиками НДС;


- Отменено 50-процентную надбавку, которая применяется к фиксированным ставкам единого налога за каждого наемного работника (в действующем законодательстве - за каждое наемное лицо дополнительно оплачивается 50% ставки налога) .


Ставка единого налога для субъектов малого предпринимательства - физических лиц устанавливается местными советами по месту их государственной регистрации в зависимости от вида деятельности и не может составлять менее 20 гривен и больше 200 гривен в месяц.

Из сравнения ставки единого налога в России и в Украине бросается в глаза, что в Украине эти ставки практически не дифференцированы. Так, например, в России, размер единого налога напрямую зависит от размера торговой площади, количества работников, ориентированной выручки, расстоянии от дороги и так далее. В Украине эти факторы зачастую не учитываются. Например, нередко предприниматель, имеющий небольшой киоск канцтоваров площадью 20 кв. м, и предприниматель, продающий дорогую верхнюю одежду на торговой площади 200 кв.м., платят одинаковую ставку единого налога.

Таким образом, даже при самом сокращённом обзоре налогообложения малого бизнеса России и Украины видно, что она является довольно неуклюжей и  сложной. По оценке международных организаций налоговая система Украины является самой неудобной и затратной для бизнеса среди 180 стран мира.

Смотрите сайт Жив курилка и Вы будете в курсе всех последних изменений по вопросам малого бизнеса Украины, России, а также других стран мира


В избранное