Информационные технологии в нашей жизни Выпуск 2. Основные понятия
В прошлом выпуске мы говорили о том, что мы живем в информационный век, который вызывает структурную перестройку экономики, и меняет требования к человеческому капиталу. Но, возможно, не каждому понятно, что это значит… В данном выпуске попробуем это разъяснить простым и понятным языком.
Для начала, давайте разберемся в основных понятиях
Что такое информация?
Определений много. Мы же выделим два, от которых и попробуем оттолкнуться:
То есть, человечество на протяжении своего существования накапливало знания о себе, об окружающем мире и так далее. Со временем эти знания обрели ценность, потому что помогали выживать и создавать что-то новое и полезное. Раз это ценность, то появилась потребность в их сохранении, передаче, накоплении, фиксации и так далее. Они стали передаваться от отца к сыну, от учителя к ученику, и, наконец, продаваться за деньги.
Чем дольше живем человечество, тем знаний становилось больше. В настоящий момент объем информации удваивается каждый год. Об этом читайте в предыдущем выпуске рассылки.
Наконец, информация стала фактором производства — экономическим ресурсом, занятым в производстве товаров и услуг. И стала влиять на структуру экономики. Как это понять?
Что такое структура экономики?
Структура экономики — это соотношение пропорций между сферами производства. Обычно выделяют три главные сферы: сельское хозяйство, индустриализацию и сферу услуг. Пропорции между этими сферами могут разными. Одни страны живут преимущественно за счет сферы услуг, а другие за счет сельского хозяйства. Россия остается индустриальной страной. На рисунке представлен пример структуры экономик некоторых стран в зависимости и их уровень жизни за один отчетный год.
Что такое человеческий капитал?
Не будем мудрить и возьмем определение из Википедии: «Человеческий капитал (англ. human capital) совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом». То есть, все мы с вами являемся часть человеческого капитала своей страны, потому что заняты в общественном производстве — все для всех)))
В человеческом капитале должен быть заинтересован:
сам человек, и для этого заботиться о своем здоровье, потомстве, образовании, конкурентности на рынке труда и так далее;
государство, которое создает условия для достойной жизни, вакцинации, возможность в получении образования, труда и отдыха…
Если в экономике на первое место выходит необходимость в обработке большого количества информации, естественно, появляется необходимость:
в новых инструментах обработки - компьютеры, гаджеты, программы;
в новых специалистах - программисты, айтишники, обслуживающий персонал;
в новых должностных обязанностях работников — владение информационными технологиями, офисными программами, специальной технике...
И, если в США, начиная с 2000 года 85% населения заняты в сфере услуг, то не сложно представить, какая произошла в их экономике, и какие требования стали предъявляться как к работникам, так и к работодателям.
Надеюсь, теперь вам понятно в каком веке мы живем, и что в нем меняется. Если у вас остались вопросы, задавайте их в комментариях. Приглашайте людей в рассылку. А в следующем выпуске вы узнаете, что из себя представляет информационная технология, и откуда у нее ноги растут)))