Продолжаем изучение
книги Карла Роджерса «Клиентоцентрированная терапия»
IX. В результате
взаимодействия со средой и, в частности, в результате эволюционного
взаимодействия с другими формируется структура самости как организованная,
подвижная, но последовательная концептуальная модель восприятия характеристик и
взаимоотношений "я", или самого себя и вместе с тем система
ценностей, применяемых к этому понятию.
X. Ценности,
применяемые к переживаниям, и ценности, являющиеся частью структуры самости, в
одних случаях представляют собой ценности, непосредственно переживаемые
организмом, а в других — ценности, интроецируемые или заимствованные у других,
но воспринимаемые искаженным образом как непосредственно переживаемые.
Таким образом, начинает казаться, что родительские установки
не просто усваиваются путем интроекции, перенесения вовнутрь, а, что
чрезвычайно важно, переживаются, и не как установки другого человека, а в
искаженной форме, как если бы они основывались на достоверности собственных
внешних и внутренних ощущений. Таким образом, в результате искаженной
символизации выражение гнева "переживается" как нечто плохое, хотя
при более точной символизации нередко должно бы вызывать чувство удовлетворения
или прилив сил. Однако более точная информация не проникает в сознание, ибо в
противном случае ребенок был бы встревожен, ощутив в ней противоречивость.
Поэтому "я люблю братика-младенца" остается моделью, входящей в
понятие самость, так как это понятие об отношениях привнесено другими
посредством искаженной символизации, вопреки тому, что первичный опыт содержит
много градаций ценностных отношений от "я люблю братика-младенца" до
"я ненавижу его". В таком случае ценности, прилагаемые ребенком к
своему опыту, отрываются от функционирования его собственного организма, а опыт
оценивается по меркам установок его родителей или других людей, близко
общающихся с ним. Эти ценности воспринимаются как такие же
"реальные", что и ценности, связанные с прямым собственным переживанием.
Такая "самость", сформированная на основе искажения сенсорной и
висцеральной достоверности, чтобы соответствовать уже имеющейся структуре,
требует определенной организации и интеграции, которые индивид старается
сохранить. Считается, что поведение укрепляет эту самость, если такие ценности
не усваиваются через сенсорные или внутренние реакции. Если же нет
отрицательной сенсорной или внутренней реакции, поведение считается
противодействующим сохранению и укреплению "я".
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2017 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.