Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Исполняется 90 лет со дня рождения Микаэла Таривердиева

MqIwjG6WbaSzhoVcbgFxvVs0G5bx9UBcgxoxfao6yTVC51vrG6qOwJZoUEtfeNsr7aX/h5+VylFT
8
5C7CLlvOfg4f0yz0L4DE=;

Исполняется 90 лет со дня рождения Микаэла Таривердиева
Его музыку узнают с первых тактов, его песни вот уже много десятилетий
поет вся страна. Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения Микаэла
Таривердиева. Без его мелодий невозможно представить наши любимые
фильмы. <<Ирония судьбы>>, <<Семнадцать мгновений весны>>, <<Ошибка
резидента>> и еще десятки кинолент, где музыка не менее важна, чем сюжет
и игра актеров.

Музыка, летящая в пространстве, как хлопья снега или падающие звезды. В
ней и непонятная тревога, и биение влюбленного сердца. Весь тот
внутренний мир людей на экране, который создавал Микаэл Таривердиев, и
умел выразить так понятно и глубоко, как никто другой.

Чтобы музыка к фильму <<Семнадцать мгновений весны>> попала в самое
сердце, Таривердиев придумал образ неба, ведь где бы ты ни был, оно
такое же, как и дома. А во время встречи с женой сперва должен был
звучать симфонический оркестр.

- Когда уже эту сцену снимали, он понял, что фальшиво оркестровое
решение такой сцены. Интимной. Потому что она интимна, - рассказывает
Вера Таривердиева, супруга Микаэла Таривердиева, музыковед.

За чистую интонацию и ребенка в душе Таривердиев доверяет песни еще
никому неизвестной Алле Пугачевой и пишет первую хвалебную статью: <<Она
не только поет, но, и играет свои песни>>.

- Это было достаточно сложно работать с Таривердиевым, он такой
кропотливый, он такой дотошный. Мы не понимали друг друга, ну, никак не
понимали. Чего он от меня хотел? И вдруг он сказал: ты пойми, вокалистов
много хороших. Певцов мало. Ты мне должна спеть мысль. Понимаешь? Такие
стихи хорошие. Ты не поешь мысль. Давай-ка мне музыкальный, песенный
речитатив. И все прояснилось, - вспоминает Алла Пугачева, народная
артистка СССР.

Алла Пугачева признается, что еще в ранней юности влюбилась в музыку
Микаэла Таривердиева. И она ей помогла выбрать тревожный путь: <<Я
проснулась, отец включил радио, я услышала глуховатый голос... Со мной
что-то приключилось, потому что он определил мое состояние, мою мысль!
Потому что я в 16 лет не знала, куда смотреть: налево, направо, вокруг?
А мне хотелось вверх. Тянуться к небу, смотреть туда! Я даже сейчас могу
слезу пустить, потому что это был знак>>.

В его музыке было все то, о чем думало и мечтало поколение детей войны,
свет, радость, оптимизм и обязательное счастье, оплаченное невозможной
ценой.

Для фильма о вчерашних школьниках, не вернувшихся с войны, Таривердиев
пишет музыку, которая словно еще не созрела... А вместе с группой фильма
<<Ольга Сергеевна>> 9 мая у Большого театра и в Парке Горького он
несколько часов вглядывается в лица и записки, и вдохновленный, создает
одну из самых пронзительных песен о войне.

В 86-м, почти сразу после взрыва на атомной станции Таривердивев едет в
Припять и играет там для ликвидаторов музыку из любимых фильмов. А,
вернувшись домой, сочиняет симфонию для органа <<Чернобыль>> и говорит: <<Я
всего лишь приемник, который уловил эхо какой-то волны>>.

- Он - счастливый человек! То задание, с которым он пришел в этот мир,
он его выполнил, - говорит Вера Таривердиева, супруга Микаэла
Таривердиева, музыковед.
Алексей Зотов
https://www.1tv.ru/news/2021-08-15/411427-ispolnyaetsya_90_let_so_dnya_rozhdeniya_mikaela_tariverdieva