[свободная трибуна] О двух важных датах юбилейного характера
![](http://mediasubs.ru/author/avatar/16596440.png)
[свободная трибуна] О двух важных датах юбилейного характера
приветствует Вас!
40 лет назад в небе над СССР произошло событие, которое вошло в авиационные учебники
В эти дни исполнилось 40 лет событию, о котором в СССР мало кто знал, но которое
стали разбирать на занятиях все лётчики гражданской авиации. Рейс Москва
- Ленинград не предвещал ничего необычного, когда вдруг уже в небе пилотам передали
записку: "На борту бомба. Курс на Швецию". Никаких инструкций, как
действовать в подобных ситуациях, ещё не существовало. Экипажу пришлось импровизировать.
Потом было признано: лётчики приняли единственно верное решение.
Указ о награждении бортмеханика Викентия Грязнова его жене и детям зачитали через
полтора месяца после того памятного дня. 23-го апреля 1973 года Елена,
собираясь в университет, как обычно болтала с отцом и не знала, что вернувшись
домой, она больше его не увидит.
"Поднявшись на свой этаж, я увидела открытые двери и очень много людей. И мне
сказали, что ваш отец погиб, это несчастный случай", - вспоминает Елена Величко.
Что случилось в действительности, Елене много позже рассказали коллеги отца.
Вместе они летали около четырех лет. Это был обычный рейс Ленинград - Москва.
Вскоре после взлета в кабине летчиков загорелась лампа вызова из пассажирского
салона. Командир Вячеслав Янченко попросил бортмеханика выяснить, в чем
дело. В кабину он вернулся с конвертом.
"Там двойной лист, корявым почерком на четырех страницах написано. Читать всю
эту галиматью было трудно и некогда, да и ни к чему. Пробежал - смысл понятен,
что человек передал письмо, требует изменить курс и лететь не в Москву, а в Швецию,
и угрожает взорвать самолет", - вспоминает Герой Советского Союза Вячеслав
Янченко.
О случившемся на борту доложили наземным службам. Впрочем, ждать указаний было
бессмысленно. В 73-м году просто не существовало инструкций, как правильно
действовать в подобных ситуациях. Командир самостоятельно принял решение возвращаться
в Ленинград.
Лететь в Стокгольм было нельзя. В то время любое воздушное судно, пересекающее
границу СССР без специального разрешения, могли сбить. Бортмеханику и штурману
пришлось по очереди успокаивать террориста с бомбой в руках, которая могла взорваться
всего лишь, если бы он убрал палец с кнопки, убеждая: самолет направляется
в Швецию.
"Он все время требовал в кабину. У нашего экипажа был пистолет. Пистолет я отдал
второму пилоту и, естественно, его нельзя было трогать. Если сделать выстрел,
он бы все равно кнопку разжал", - говорит штурман Николай Широков.
На посадку заходили с юга, со стороны Пулковских высот, чтобы террорист не увидел
в иллюминатор ленинградские шпили и купола. Командир до последнего тянул
с шасси. Он выпустил их, когда до земли оставалось всего около 200 метров. Но,
услышав характерный грохот выходящих стоек, захватчик все понял и отпустил
кнопку. От взрыва механизмы управления заклинило, самолет стал падать.
Вячеслав Янченко вспоминает, выровнять машину удалось за какие-то мгновения до
столкновения с землей: "Аварийно тормозили, следы видно на бетоне. А потом
самолет опускается все ниже и ниже. И уже скребет, скорость еще большая была.
Искры во все стороны летят".
Неуправляемый лайнер остановился на грунте. Лишь после этого летчики открыли
бронированную дверь кабины и увидели: их коллега Викентий Грязнов и террорист
погибли. Своим телом бортмеханик закрыл от осколков пассажирский салон. Лишь
благодаря этому больше никто не пострадал. С момента вылета из "Пулково" прошло
всего 50 минут.
Современному пассажиру, чтобы попасть на борт, придется еще снять туфли, брючный
ремень, а багаж рентгеном просветит служба безопасности. Теперь это, конечно,
звучит странно, но всего сорок лет назад в самолет садились как в обычный автобус,
никому не приходило в голову досматривать пассажиров или их вещи. Даже
паспорт не всегда спрашивали. Достаточно было билета.
Следователи потом выяснили, бомбу принесли в обычном дорожном саквояже. И вскоре
по всему Союзу авиапассажиры стали предъявлять содержимое сумок.
Весь экипаж после того полета был представлен к боевым наградам. Долгие годы
им нельзя было рассказывать, за что эти награды. Сегодня с этого дела гриф
секретности уже сняли. И теперь коллеги Викентия Грязнова надеются, что им разрешат
увековечить память человека, спасшего тот рейс ценой собственной жизни.
80 лет исполняется сегодня знаменитому детскому доктору Леониду Рошалю
Он рыцарь в белом халате и совесть современной медицины - Юбилей сегодня отмечает
самый известный детский доктор России Леонид Рошаль. Ему 80! С праздником
его уже поздравил Владимир Путин.
Свою карьеру Леонид Михайлович начал в 57-м году, и вот уже более полувека он
стоит на страже здоровья своих маленьких пациентов. К нему малышей привозят
тогда, когда спасти их может только чудо и Рошаль. Он всегда старается оказаться
первым там, где беда и горе. Так было и при захвате театрального центра
на Дубровке, и во время теракта в Беслане.
Он создал Национальную медицинскую палату и заслужил репутацию независимого эксперта,
к мнению которого прислушиваются не только коллеги, но и руководители
страны.
Источник: www.1tv.ru
С уважением, Эдуард Фурников