<<Евро-5>> просят притормозить
Как выяснил <<Ъ>>, Минпромторг с подачи автопрома предложил правительству
отсрочить переход на экологический стандарт <<Евро-5>>, запланированный на 1
января
2016 года. По данным <<Ъ>>, решение могут принять до конца месяца, но льгота
коснется только производителей коммерческой техники и внедорожников, в
первую
очередь КамАЗа, УАЗа, группы ГАЗ. В отрасли инициативу объясняют дефицитом
топлива <<Евро-5>> и подорожанием машин после перехода на новый стандарт.
В конце июля Минпромторг направил в правительство доклад о целесообразности
отсрочки перехода на двигатели стандарта <<Евро-5>>, рассказал <<Ъ>>
собеседник
в отрасли. Но если ранее это обсуждалось в отношении всех автозаводов, то
теперь предлагается дать льготу только тем, кто выпускает коммерческий
транспорт
и автомобили категории M1G (внедорожники). По действующему техрегламенту все
выпускаемые в Таможенном союзе машины должны соответствовать требованиям
<<Евро-5>>
с 1 января 2016 года.
<<Такие инициативы действительно в настоящее время предлагаются>>, --
подтвердили <<Ъ>> в Минэкономики, добавив, что окончательное решение о
переносе сроков
будет принимать Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). В ЕЭК заявили, что
вопроса по отсрочке перехода на <<Евро-5>> в повестках заседаний коллегии
ЕЭК
18 августа и Совета ЕЭК на уровне вице-премьеров 26 августа нет. Как писал
<<Ъ>> 27 марта, российские автоконцерны уже тогда лоббировали отсрочку, и
речь
шла о переносе на год или два. Один из источников <<Ъ>> не исключил, что и
переход на новый стандарт могут отложить до осени 2017 года. В Минпромторге
на запрос
<<Ъ>> не ответили.
Сроки перехода на <<Евро-5>> могут сдвинуться и у нефтяников. В конце июля
глава Минэнерго Александр Новак говорил, что вопрос о сохранении сроков
остается
<<дискуссионным>>. Он отмечал, что переход с 2016 года может повлечь риск
дефицита топлива, который оценивался им в 2-24 млн тонн (собеседники <<Ъ>>
на рынке
считают этот прогноз довольно оптимистичным). Господин Новак уточнял, что
реконструкция и модернизация НПЗ должна закончиться лишь к 2020 году. О
рисках
недопроизводства говорили и в Федеральной антимонопольной службе: в июле она
обратилась в Минэнерго по вопросу о продлении оборота топлива <<Евро-4>> на
2016
год. В августе служба собиралась направить совместную с министерством
позицию в правительство. По данным Минэнерго, потребление бензина в этом
году составит
35,7 млн тонн, выпуск -- 36,8 млн тонн, из которых 28,2 млн тонн --
<<Евро-5>>.
По инициативе автопрома и нефтяников переход на <<Евро-4>>, прошедший в 2013
году, переносился дважды (изначально его ставили на 2010 год). Но, по данным
<<Ъ>>, за отсрочку перехода на <<Евро-5>> выступали не все автоконцерны: ее
открыто поддержали Renault и Hyundai, но АвтоВАЗ и, как говорят источники
<<Ъ>>,
Volkswagen были за переход по графику.
КамАЗ также не был против перехода на <<Евро-5>>, УАЗ ранее не высказывал
позицию (в <<Соллерсе>> на вопросы <<Ъ>> не ответили). При этом собеседник
<<Ъ>> среди
автопроизводителей замечает, что УАЗу <<сложно дался переход на
``Евро-4''>>, и добавляет, что для модернизации двигателя до <<Евро-5>>
нужны серьезные инвестиции.
В КамАЗе сообщили, что переходили на <<Евро-4>> <<с заделом>> на <<Евро-5>>
и необходимые инвестиции уже сделаны (при переходе на <<Евро-4>> только в
двигательное
производство было вложено свыше 3,5 млрд руб.). В концерне полагают, что
главная проблема и причина отсрочки -- отсутствие качественного топлива,
особенно
в отдаленных районах Севера и Дальнего Востока. В группе ГАЗ говорят, что
для модернизации к переходу на двигатели нового стандарта <<почти все
инвестиции
сделаны>> (в 2012 году переход на двигатели ЯМЗ-530 стандарта <<Евро-4>>
стоил 12 млрд руб.). Необходимость отсрочки в группе объясняют
<<чувствительностью
клиента>> на фоне спада рынка: перекладывать на него связанное с переходом
подорожание нецелесообразно.
За первое полугодие рынок новых легковых машин и LCV, по данным Ассоциации
европейского бизнеса, упал в РФ на 36,4%, до 782,1 тыс. машин. Сегмент LCV,
по данным
<<Автостата>>, снизился на 32,9%, до 43,1 тыс. машин, а грузовиков -- на
46,6%, до 24,1 тыс. машин. Стоимость LCV может вырасти в среднем на $1,5
тыс. (94,5
тыс. руб. по текущему курсу), считают в компании. В марте глава экспертного
совета по инновационному развитию промышленности и спецтехники Госдумы
Альфия
Когогина отмечала, что машины <<Евро-5>> дороже на 10-215%.
По мнению директора автомобильной практики PwC в России Сергея Литвиненко,
для большинства производителей легковых машин переход на следующий стандарт
не потребует существенных инвестиций, многие модели с <<Евро-4>> делались с
возможностью доработки до <<Евро-5>>. Сложнее придется тем отечественным
производителям,
у которых есть устаревшие модели, добавил он. Для коммерческого транспорта
вопрос важнее: эксплуатационные издержки увеличиваются, так как топливо
<<Евро-5>>
дороже и не везде доступно, заключил эксперт.
Яна Циноева
Источник:
https://news.mail.ru/economics/22926596/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников