Этика (греч.
«нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности.
История этики —
история этических теорий.
Ницшеанство
Сам Ницше разрешал
поставленную им моральную проблему в духе ниспровержения традиционной морали.
Во имя чего совершил Ницше это ниспровержение — остаётся, в сущности, загадкой.
Идеал сверхчеловека не определён им столь ясными чертами, чтобы противоречие его
принципам христианской морали представлялось вполне очевидным. Если
сверхчеловек есть идеал жизненной мощи, полноты и гармонии, то этот идеал не
может исключать ничего жизненного, богатого духовной силой. Не видеть этой силы
в христианской любви и самоотречении можно только из неистребимого желания
сделать переоценку всех моральных ценностей и во что бы то ни стало переместить
моральные полюсы один на место другого. В этом отношении Гюйо, опиравшийся, по
существу, на тот же принцип, остаётся вполне свободен от суетной оригинальности
своего единомышленника. Впрочем, этика Ницше не остаётся верной даже своей
вражде к христианству. Достаточно вспомнить его полный силы и красоты гимн
погибающим («я люблю тех, кто не умеет жить, не погибая: ибо гибель их есть переход
к высшему» — «я учу вас созидающей смерти, которая становится напоминанием и
обетом»), чтобы признать известную долю справедливости в данной ему одним из
новейших писателей характеристик «тайного ученика Христа». Этика Ницше есть
мораль неопределённого грядущего и, как таковая, может быть поставлена в
некоторое родство со всяким моральным учением, отвергающим зло настоящего ради
высшего идеала будущего.
Ницше чужд всяким
универсалистическим тенденциям. Для него индивидуум есть нечто самодовлеющее, самоценное.
Индивидуум должен быть свободен от всякого подчинения чему-либо для него
внешнему. Вот это именно требование и ставит мораль Ницше в резкий антагонизм
со всякой религиозной моралью. Вражда с Богом есть, быть может, самый искренний
и страстный призыв, лежащий в глубине всех этических взглядов Ницше.
Интересную
противоположность Ницше представляет индивидуализм Лютославского, развитый им в
сочинении «Seelenmacht» и довольно необычно соединяющийся с ярко выраженными
альтруистическими тенденциями.
Своеобразное
соединение эволюционной и утилитарной морали представляет и этика Гефдинга,
стремящаяся освободиться от всякой связи с метафизическими и религиозными
проблемами. В сущности Гефдинг возвращается к эвдемонистическому обоснованию
этики. Её основным принципом он ставит благополучие (Wohlfart), настаивая,
однако, на отличии этого принципа от всеобщего счастья и пользы утилитаристов.
Под благополучием следует разуметь все то, что служит удовлетворению
человеческой природы в её целом. Благополучие обозначает именно состояние
цельности.
Мгновенные чувства
страдания и удовольствия не дают критерия для оценки цельного состояния.
Благополучие, как индивидуальное, так и общественное, не есть также нечто
стойкое и неподвижное: оно изменяется вместе с развитием и состоит в
деятельности. Понимая благополучие как изменчивый и развивающийся идеал,
Гефдинг устраняет из своего эвдемонизма возможность гедонической сытости и
косности. Напротив, всякое данное нравственное равновесие может быть нарушено
во имя высшей формы благополучия, которая может быть куплена даже ценой
страдания. Несмотря на условность основного принципа, этика Гефдинга
представляет весьма ценное исследование, анализирующее все важнейшие вопросы
общественной и индивидуальной жизни и дающее если не всегда глубокое, то во
всяком случае ясное и психологически тонкое разрешение.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 70 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.