Этика (греч.
«нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности.
История этики —
история этических теорий.
Кант
Совершенно новую
постановку получают этические проблемы у Канта. Если гносеология Канта зависит
от философии Юма, то в области морали духовным отцом Канта несомненно был
Руссо.
«Что нравственная ценность человека
вытекает из природного источника, который ни от какого облагораживания, ни от
какого успеха в науках и в развитии ума не зависит, что можно в низком и
невежественном состоянии обладать тем, чего не может дать даже высоко развитая
наука и познание»
— вот чему Кант, по
его собственному признанию, научился у Руссо и что вошло в основание его
собственной этики.
Вся моральность
заключается в доброй воле исполнить нравственный закон. Сам закон должен
отличаться абсолютной всеобщностью. «Поступай так, чтобы правило твоей воли
всегда могло быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства» — гласит
нравственный закон Канта. Эта формула коренным образом отличает его мораль от
всех существовавших до него этических построений, опиравшихся всегда на
какое-нибудь эмпирически определённое содержание. Всякое такое содержание
принципиально исключается Кантом. В сфере должного не может быть никаких
условностей, ничего зависящего от тех или иных конкретных целей и причин.
Безусловность морального самоопределения неизбежно приводит к самой общей форме
морального закона, в котором нравственно ценным является только его же
собственное общее и безусловное содержание. Представляя нечто абсолютно ценное,
нравственный закон делает столь же ценным и то существо, которое является его
носителем и исполнителем, то есть человека. Таким образом у Канта получается
вторая абсолютная моральная ценность — человеческая личность, входящая в
содержание второй, более конкретной формулы нравственного закона: «поступай
так, чтобы ты пользовался человечеством, как в твоём лице, так и в лице всякого
другого, не как средством только, но в то же время и всегда как целью».
Несмотря на всю остроумную и замысловатую архитектонику Кантовой этики,
соединяющей в одно целое требование абсолютной чистоты нравственного
самоопределения с эвдемонистическим идеалом высшего блага — главная ценность и значение
её не как системы, а как совершенно новой этической точки зрения. Новизна этой
точки зрения состоит в решительном провозглашении полной автономии
нравственного закона, то есть независимости его от тех или иных психологических
и внешних условий и целей.
Вполне оригинально
также своеобразное гносеологическое значение этого закона у Канта, делающее его
базисом идеалистического мировоззрения. До Канта должное определялось из
познания сущего и возможного; Кант первый попытался обосновать онтологические
идеи на сознании должного. Эта попытка имеет глубокое психологическое значение.
Что мировоззрение каждого человека обуславливается в значительной мере его
стремлениями и нравственным сознанием — это несомненный факт. Превращая этот
факт в философскую теорию, Кант установил принципиальный приоритет нравственной
воли (практического разума) над теоретическим разумом.
Безусловность
нравственного долга превращает его, вместе с тем, в новый метафизический
принцип. Для теоретического разума вся действительность сводилась к
феноменальному бытию, связанному законом причинности; в нравственном
самоопределении открывается новый вид бытия, обладающего свободой от
причинности. Метафизическое значение этого принципа раскрыто было более
подробно только у Фихте. Для Фихте нравственная воля является в то же время
разумной волей; в ней побеждается противоположная «я», им же созданная
неразумная природа. Согласно этому, нравственное существование является
непрерывным законодательством разумного существа по отношению к самому себе.
Высший критерий
этого законодательства — индивидуальная совесть. Цель нравственности — полная
свобода от всего того, что не есть разум, то есть полное преодоление неразумной
природы. Так как цель эта недостижима, то нравственная деятельность есть
бесконечное стремление к идеалу абсолютной свободы.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 59 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.