Этика (греч.
«нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности.
История этики —
история этических теорий.
Аристотель
Если у Платона этика
мыслилась подчиненной по отношению к онтологии и гносеологии то в трудах
Аристотеля она обретает самостоятельность. Этическая теория Аристотеля
раскрывается в двух его работах "Никомахова этика" и "Евдемова
этика". Некоторые исследователи перу Аристотеля приписывают Magna Moralia
(Большая этика).
В лице Аристотеля
общественное моральное самосознание Греции имело своего наиболее характерного
представителя и систематизатора. Признавая методом практической морали избрание
середины между крайностями, Аристотель вполне осуществил это правило в
построении своей теоретической этики. Благо, как чисто идеальная
трансцендентная цель, было чуждо эмпирическому складу его ума. С другой
стороны, удовольствие, лишённое всякого идейного содержания, было слишком
низменно и неразумно для его рационалистического мировоззрения. Избранный
Аристотелем руководящий этический принцип — блаженство — был именно золотой
серединой между этическим идеализмом Платона и конкретностью эвдемонизма.
Сущность блаженства,
по Аристотелю, не какое-нибудь неподвижное душевное содержание, но деятельность
разума. Поскольку в разуме заключена способность к раскрытию чисто идейного
морального содержания, он обладает высшими добродетелями, называемыми
дианотическими. Но этих добродетелей мало для морального поведения: необходимо,
чтобы человек подчинял все остальные свои стремления велениям разума. В этом
подчинении, зависящем от волевой деятельности, заключаются, по Аристотелю,
этические добродетели. В понятие этических добродетелей Аристотель вносит
весьма существенное дополнение к крайнему этическому интеллектуализму своих
предшественников.
Политика Аристотеля
носит такой же характер умеренности. В противоположность крайнему универсализму
Платона, Аристотель допускает в своём идеальном государстве частную
собственность, свободный брак, вообще индивидуальную семью. Из возможных
государственных форм наилучшими он считает аристократию, то есть господство
лучших, и монархию, то есть господство лучшего. Эта последняя заслуживала бы
предпочтения, если бы были какие-либо гарантии в том, что правитель будет
действительно соответствовать понятию лучшего. Тирания является наиболее
гнусной формой правления.
Цель государства —
воспитание высшей формы общественного и индивидуального существования.
Незаконченность политического трактата Аристотеля не даёт возможности обсуждать
его как целое, а равно оставляет не вполне ясным его идеал совершеннейшего
государства и человека. В общем, этические воззрения Аристотеля являются более
стройными в отдельных частях, чем в целом, и гораздо более обоснованными в
деталях, чем в основных принципах.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 56 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать
полностью или частично, полученные письма без предварительного согласования. В
случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно
сообщите об этом.