Для начала – небольшое вступление –
примерно на три-четыре выпуска, а уже затем переходим к конкретике – Доброта
как образ жизни, Доброта как род занятий, Доброта как социально-ответственный
бизнес – да-да, именно бизнес, Доброта – как инструмент личностного роста и
развития
А пока – я цитирую одного из
приличных авторов – Михаила Веллера:
От десятирублевой доброты перейдем к сторублевой — то есть к такой, где уже
размеры чужой нужды соизмеримы со своей собственной; здесь ты уже поступаешься
чем-то ощутимым.
Вместо того, чтоб отдохнуть выходные на рыбалке, скажем, вкалываешь за
камрада, у него жутко важное любовное свидание.
Тут что получается? От того, что в эти самые минуты в Африке неизвестный
тебе человек умирает от голода, ты от обеда не отказываешься. Всех не
накормишь, а самому кушать надо. Но если голодающий рядом, а больше кругом
никого, то свой обед ты ему безусловно отдашь: ему нужнее. Ты и так обойдешься,
ничего страшного.
Так вот, значит. «Условно недобрый» человек всех окружающих с их нуждами
норовит зачислить в разряд безвестных голодающих Африки: всех не пережалеешь и
не облагодетельствуешь, а своя жизнь одна, и прожить ее надо так, чтоб всего
ухватить. А «условно добрый» к нужде всякого встречного-поперечного, коли она серьезна,
готов подойти с меркой: «кому это нужнее — ему или мне?». Друг, товарищ и брат.
Истинно добрый человек способен уступить другому очередь на бесплатную
квартиру, лучшее рабочее место, вообще что-то нужное и важное, что существует
только в одном экземпляре на них двоих — если сочтет, что другой имеет на это
больше прав или более нуждается. Он честно взвешивает нужду другого и
собственную на одних весах — и честно делает выбор в пользу справедливости. Он
вообще привык брать себе за столом меньший кусок.
Вот тут ему и хана. Вот тут его и взнуздают, оседлают, затянут подпруги и
начнут ездить верхом. Потому что всех, да, не пережалеешь. Всегда найдется тот,
кто беднее и несчастнее тебя. И чем выше ты поднялся — тем шире толпа более
нуждающихся. Но опасение это напрасно — добрый человек не поднимется высоко
нигде, где есть какая-то конкуренция — а она есть везде. Богат? — разорят.
Сильный? — уговорят. Талантливый? — ограбят.
Доброго человека всегда используют менее нравственные окружающие, которых
всегда полно. И чем ты добрее и честнее — тем менее нравственны окружающие
относительно твоего совершенства.
А «условный идеал» доброты — это вообще отдавать все по первой просьбе и без
просьб. Вот Святой Мартин отрезал прокаженному нищему половину своего плаща — а
ведь мог бы отдать весь. Был бы, вероятно, еще святее. Но даже отцы церкви
сочли, что половины плаща достаточно.
И вот добрый человек часть своей жизни (в форме времени, денег, труда,
имущества или еще чего) отдает просителю (вымогателю, проходимцу, нищему,
сослуживцу, другу). Он, может, и не собирался это делать, но он же добрый, его
уговорили, объяснили, доказали, разжалобили — он проникся и поставил чужую
нужду выше своей. То есть — доброта отчасти сродни слабохарактерности. Очень
часто добрыми называют людей, которых легко уговорить поступить вопреки своим
интересам в интересах других.
Есть ли грань и различие между добротой и слабохарактерностью? Различие есть
— грани нет. Все-таки добрый человек в разбойники не пойдет и прохожих резать
не будет, а слабохарактерного друзья могут уговорить. (Потом мать на суде
рыдает: «Да он всегда был такой добрый, мухи не обидит, это дружки все сбили с
пути!..») Слабохарактерный человек легко уступает внешнему давлению, и тогда
уже может поступать против собственных интересов. Слабохарактерность можно
считать «наведенной», «локальной» добротой — убедили человека принять чужую
нужду как собственную, а фактически — подчинили.
Слабохарактерный идет по линии наименьшего сопротивления: ему легче отдать
свое, чем отстаивать. Добрый отдает добровольно — но границы этой
добровольности не существует: его можно разжалобить, убедить опять же, да и
просто ему непереносим вид чужих страданий, а изобразить страдания всегда можно
(«пользоваться добротой»). Суть одна — принятие чужой нужды как собственной.
Слабохарактерный человек способен на зло — а добрый, очевидно, нет, даже
если его будут очень просить, плакать и умолять, например, поступить в палачи.
Да?