Продолжаем изучение
книги Чарльза Дарвина «О происхождении видов путем естественного отбора или
сохранении благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь»
ИСТОРИЧЕСКИЙ НАБРОСОК
РАЗВИТИЯ ВОЗЗРЕНИЙ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИДОВ, ПРЕДШЕСТВОВАВШИХ ПУБЛИКАЦИИ ПЕРВОГО
ИЗДАНИЯ ЭТОГО ТРУДА
Аристотель в своих "Physicae Auscultationes" (lib.
2, cap. 8, р. 2), заметив, что дождь идет не затем, чтобы способствовать урожаю
хлебов, точно так же как и не для того, чтобы испортить хлеб, который молотят
на дворе, применяет тот же аргумент и к организму, он добавляет [как переводит
это место Клэр Грэс (Clair Grece), первый обративший на него мое внимание]:
"Так что же препятствует, чтобы таким же образом обстояло в природе дело и
с частями (животных), чтобы, например, по необходимости передние зубы вырастали
острыми, приспособленными для разрывания, а коренные - широкими, годными для
перемалывания пищи, так как не ради этого они возникли, но это совпало
(случайно)? Так же и относительно прочих частей, в которых, по-видимому,
наличествует "ради чего". Где все (части) сошлись так, как если бы
это произошло ради определенной цели, то эти сами собой выгодно составившиеся
(существа) сохранились. Те же, у которых получилось иначе, погибли и погибают.
. ."
Жоффруа Сент-Илер, как сформулировано в его
"Life", написанной его сыном уже в 1795 году, подозревал, что так называемые
виды суть только различные дегенерации (degenarations) одного и того же типа.
Но до 1828 года он не высказывал в печати свое убеждение, что формы не были
увековечены с начала происхождения всех вещей. Причину изменения Жоффруа,
по-видимому, усматривал главным образом в условиях существования, или
"monde ambiant". Он был осторожен в своих заключениях и не верил в
то, что существующие виды и сейчас подвергаются модификации, и, как добавляет
его сын: "C'est done un probleme a reserver entierement a 1'avenir,
suppose meme que 1'avenir doive avoir prise sur lui" ("Итак, эту
проблему надо всецело предоставить будущему, если, конечно, предположить, что в
будущем ею пожелают заниматься").
В 1813 году д-р У. Ч. Уэллз (W. С. Wells) прочел в
Королевском обществе "An Account of a Whiate Female, part of whose skin
resembles that of a Negro"; но статья эта не была напечатана до появления
в 1818 году его знаменитых "Two Essays upon Dew and Single Vision").
Я заимствовал дату первой публикации Ламарка у Исидора Жоффруа
Сент-Илера (Hist. Nat. Generale, 1859, t. II, р. 405), в превосходной истории
воззрений по этому вопросу. В этой работе дается полное объяснение заключения
Бюффона по этому предмету. Любопытно, как широко мой дед Эразм Дарвин (Erasmus
Darwin) предвосхитил взгляды и ошибочные мнения Ламарка в своей
"Зоономии" (vol. 1, р. 500-510), которая была опубликована в 1794
году. В соответствии с Исидором Жоффруа, не подлежит сомнению, что Гёте
(Goethe) был крайним приверженцем подобных взглядов, как это видно из введения
к труду, написанному в 1794 и 1795 годах, но изданному значительно позднее; он
вполне определенно отметил ("Goethe als Naturforscher" д-ра Карла
Мединга (Karl Meding)), что в будущем натуралиста должен занимать вопрос,
например, как приобрел рогатый скот свои рога, а не то, как они используются.
Замечательным примером того, каким образом сходные воззрения возникают в одно и
то же время, является тот факт, что Гёте в Германии, д-р Дарвин в Англии и
Жоффруа Сонт-Илер (как мы сейчас увидим) во Франции пришли к одинаковому
заключению о происхождении видов в течение 1794-1795 годов.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Copyright Андрей Луда, 2006-2014 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.