Секреты коррупции. Отказы в выплатах по ОСАГО и КАСКО
Количество жалоб по
автостраховкам, поступивших в Росстрахнадзор, выросло за первое
полугодие на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года
(всего более 5 тыс. обращений). Большая часть (59%) связана с
нарушениями страховщиков при обязательном страховании автогражданской
ответственности (ОСАГО), в то время как по вопросам добровольного
страхования транспортных средств, прежде всего каско (угон плюс ущерб),
получено лишь 18% нареканий. Главные причины жалоб по ОСАГО —
несоблюдение страховыми компаниями (СК) предусмотренных сроков
рассмотрения заявлений и осуществления выплат, а также занижение выплат
либо полный отказ в них из-за вольной трактовки норм законодательства.
«Клиент всегда прав» — это не про автострахование, здесь ситуация
обратная. Однако у потребителя есть все возможности для защиты своих интересов — суд, внимательность и знание законов.
Проблемная «гражданка»
Тот факт, что по ОСАГО нареканий больше,
объясняется не более дружелюбным отношением страховщиков к клиентам с
каско, а принципиальными различиями двух страховых продуктов. ОСАГО —
вид автострахования, рассчитанный на каждого автовладельца, так как все
ДТП затрагивают участников системы обязательной «автогражданки», отсюда и
количество жалоб. Принято считать, что причина злоупотреблений в ОСАГО
почти всегда проделки страховщика на фоне проблем в законе. Как ни
странно, винить в произволе стоит не страховщика, который действует
исключительно на основании ФЗ №40 и гражданского права, а исполнительную
и законодательную ветви власти. Первую — за то, что не выдвигает
инициатив по устранению наболевших проблем в «автогражданке», вторую —
за инертность в принятии соответствующих поправок. Понятно, что СК в
этой неразберихе пытается извлечь максимальную выгоду.