Чудотворные образы Богородицы - их прошлое и настоящее: Икона 'Успение Киево-Печерская'
ИСТОРИЯ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ, ОПУБЛИКОВАННАЯ В 1898 ГОДУ*
Киево-Печерская икона Успения Богоматери есть древнейшая из икон, чтимых в православной России. Она принесена в 1085 году из Константинополя и, как залог благодатного и всегдашнего предстательства Божией Матери о православной, Российской церкви, дана от самой Богородицы четырём грекам каменоздателям, избранным Ей в строители Кмево-Печерской церкви в 1073 году.
Построение сей церкви сопровождалось многими чудесами. Однажды, в 1075 году, пришли из Греции к преподобным Антонию и Феодосию четыре грека, вручили им икону Богоматери и спросили, где надо строить церковь. Преподобные отцы пришли в недоумение и спросили, по какому случаю они хотят строить церковь и как попали в Киев. Греки тоже удивились, что преподобные ничего не знают о том, и так стали рассказывать: "Мы были ещё в Царьграде, как однажды рано утром, при восходе солнца, пришли к нам благообразные юноши и, разбудив нас, сказали: "Ступайте скорее во Влахерну, там Царица вас ждёт". Мы пошли и увидели ы церкви дивную Царицу, окружённую множеством воинов. Она сказала им: "Хочу воздвигнуть Себе церковь в Киеве, - и к нам обратилась: - Ступайте в Киев. Вот вам золото и мощи для основания церкви, вот вам и икона, которая там да наместная будет".
Так Сама Богоматерь вручила России чудотворную икону Успения Своего. Отцы возблагодарили Царицу Небесную, но недоумевали, где построить церковь? В одну ночь киевляне, жившие вблизи Печерской обители, услышали в самую полночь глас бесчисленного множества поющих. Все тотчас вышли из своих жилищ и с удивлением увидели над старым Печерским монастырём великий свет и в этом свете целый сонм иноков, которые выходили из старой церкви к тому месту, где ныне стоит церковь. Одни несли икону Богоматери, другие шли позади иконы со светильниками и священным пением, впереди всех шёл преподобный Феодосий. Дойдя до избранного места, иноки совершили на нём пение и молитву и возвратились в старую церковь. По этому дивному видению ясно открылось благоволение Богоматери к указанному месту.
Непостижимыми чудесами воздвигнута была церковь во имя Успения в монастыре Печерском, недоставало только иконного украшения. Сама Богородица пеклась и об устройстве иконостаса. Опять в Царьграде было видение некоторым благочестивым иконописцам: их наняли преподобные Антоний и Феодосий писать иконостас в Киеве. Иконописцы поплыли к Киеву, но близ Киева увидели в сонном видении Киево-Печерскую церковь и так испугались её громадности, что хотели возвратиться в Царьград. Но ночью ладья их проехала против течения столько, сколько и в три дня трудно проехать. В следующую ночь они увидели во сне чудотворную Киево-Печерскую икону, от которой услышали голос: "что всуе мятетесь, не покоряясь воле Сына Моего и воле Моей? Если преслушаете Меня и задумаете бежать, то Я возьму вас с ладьёй и поставлю у Моей церкви: тогда вы уже не выйдете оттуда, но, постригшись, кончите жизнь свою в монастыре, а Я исходатайствую вам милость в будущем веке". Иконописцы и после этого дивного видения хотели бежать вниз по Днепру, но, сколько они ни плыли, к каким берегам ни приставали, ладья их всегда останавливалась у монастыря. Наконец покорились они воле Пресвятой Богородицы и принялись за украшение иконостаса. Невидимая сила помогала им.
Среди всех бедствий, каким подверглась в различные времена святая обитель, чудотворная икона Успения Богоматери сохранилась невредимой. Пред сей древней святыней молился Пётр Великий, отправляясь под Полтаву и, по возвращении с Полтавской битвы, приносил пред ней благодарение за дарованную победу. Получив известие о пожаре, опустошившем Лавру Киево-Печерскую в 1718 году, он спросил, цела ли чудотворная икона Богоматери. И, когда услышал, что икона спасена, сказал: "Итак, всё сохранилось".
В тяжкие и опасные годины города Киева и отечества икона сия обносится вне монастыря вокруг города. В 1812 году она также была обносима вокруг Печерской обители. Икона утверждена на шёлковых шнурках над царсими вратами и опускается в известное время для молящихся; пред ней день и ночь неугасимо горит лампада. Икона изображает Божию Матерь, почившую на одре; пред одром стоит Евангелие, около главы и стоп Богоматери по пяти Апостолов. Святой Пётр предстоит у главы Её с кадилом; Апостол Павел изображён припадающим к стопам Её. У средины одра изображён Спаситель, принявший на руки душу Богоматери. Около главы Его изображены два крылатых Ангела, приникающие к одру с платами в руках. Вся икона, кроме лиц и рук, покрыта ризой из чистого золота, украшенной крупными алмазами, бриллиантами и другими драгоценными каменьями, и вставлена в большой серебряно-золочёный круг, на котором изображены по сторонам два Ангела, придерживающие икону; а вверху - Бог Отец и под Ним Дух Святой в виде голубя. По имени церкви, созданной в Киеве над пещерами, икона называется Киево-Печерской, по месту же первоначального её явления - Влахернской и прославлена неисчислимыми чудесами. Ежегодное празднование этой иконе совершается с 1085 года, когда она была принесена греческими зодчими в Киев. Память явления сей чудотворной иконы празднуется 3 МАЯ (16 мая) и 15 АВГУСТА (28 августа) в воспоминание Успения Богоматери.
_____________________
Примечания:
* Источник информации: Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных
Ее икон. Автор: София Снессорева, Санкт-Петербург, 1898 год.