Продолжаем изучать
работу Карла Густава Юнга «Психологические типы».
II. Идеи Шиллера о
проблеме типов.
1. Письма об
эстетическом воспитании человека.
б) Об основных влечениях (инстинктах).
Из этого непосредственно возникает индивидуализм, то есть
необходимость признания индивидуальности, признания человека таким, каков он есть.
Но послушаем, как Шиллер старается разрешить эту проблему! «Впрочем, это
взаимоотношение двух влечений представляет собою только задачу разума, которую
в состоянии решить целиком только человек, достигший совершенства. Это в
истинном смысле слова — идея его человечности, то есть нечто бесконечное, к
чему он в смене времен может постоянно приближаться, никогда не достигая».
Жаль, что Шиллер как тип определен; не будь этого, ему
никогда не пришло бы в голову понимать совместное действие обоих влечений как
«задачу разума», ибо противоположности нельзя рационально согласовать — tertium
non datur, — на то они и противоположности. Разве что Шиллер под разумом
понимал не ratio, а некую высшую, почти мистическую способность.
Противоположности можно согласовать лишь практически, на пути компромисса, или
иррационально, когда между ними создается нечто новое, отличное от обеих, а
между тем способное одинаково воспринимать энергию как той, так и другой
стороны и являющееся выражением обеих и ни одной из них. Однако этого придумать
нельзя, оно может создаться лишь самой жизнью. Эту последнюю возможность и
разумел в действительности Шиллер, как мы увидим из следующих строк: «Но если
возможны случаи, в которых он (человек) испытывает и то и другое вместе, то
есть когда он сознает свою свободу и вместе с тем ощущает свое бытие, когда он
одновременно чувствует себя материей и познает себя как дух, тогда он в этих
случаях, и только в них, имел бы совершенное созерцание своей человечности, и
предмет, доставивший ему это созерцание, служил бы ему символом его
осуществленного назначения». Итак, будь человек в состоянии одновременно
изживать обе силы или оба влечения, то есть ощущать мысли и мыслить ощущая, то
в нем, из того, что он переживает (из того, что Шиллер называет предметом),
создался бы символ, выражающий его достигнутое назначение, то есть тот его
путь, на котором соединяются «да» и «нет».
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, 2006-2016 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.